Укажите антонимические пары фразеологизмов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Студенту необходимо выбрать номер варианта контрольной работы в соответствии со следующими условиями: если фамилия студента начинается на буквы в диапазоне А - Д, то необходимо выполнить вариант 1; если на буквы в диапазоне Е-К, то необходимо выполнить вариант 2; если на буквы в диапазоне Л-О, то необходимо выполнить вариант 3; если на буквы в диапазоне П-Т, то необходимо выполнить вариант 4; если на буквы в диапазоне У-Я, то необходимо выполнить вариант 5.

 

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15. Студенту необходимо выполнить только один вариант теста.

 Бланк ответа направляется  на электронный адрес:vmsh72@yandex.ru для проверки

БЛАНК ОТВЕТА

 (распечатывается самостоятельно каждым студентом. В него заносятся ответы)

Направление подготовки  
Профиль подготовки  
Курс  
Группа  
ФИО студента  
Шифр зачетной книжки  
№ варианта теста  

ПОЛЕ ОТВЕТОВ

Номер вопроса Ответ (номер правильного ответа)
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  

ВАРИАНТ № 1.

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15.

1. Укажите группу славянских языков (с выбором одного ответа):

1) южнославянская группа

2) севернославянская группа

3) центральнославянская группа

4) балтийская группа.

2. Укажите синонимические пары фразеологизмов (с выбором одного ответа).:

1) кровь с молоком – ни кровинки в лице нет

2) бить баклуши – разбить вдребезги

3) без числа – хоть пруд пруди.

3. Какие из указанных слов в современном литературном русском языке относятся к среднему роду (с выбором одного ответа)?

1) кашне

2) кофе

3) салями

4) кольраби.

4. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека называется… (с выбором одного ответа)

1) олицетворение

2) аллегория

3) литота

4) синекдоха.

5. Укажите, в каких примерах нарушены лексические нормы современного литературного русского языка (с выбором одного ответа)?

1) одержать поражение

2) черные чернила

3) благодаря тебе я счастлив

4) одержать победу.

6. Речевые ошибки допущены в предложении (с выбором одного ответа)

1) Главный редактор газеты «Мысль» случайно вспомнил о свободной вакансии в отделе писем.

2) Природу он любил не только как созерцатель, но и как лесничий, как цветовод.

3) Мне импонирует его чувство собственного достоинства.

7. К какому стилю относится текст (с выбором одного ответа)?

Разговорная речь – речь некодифицированная, нормы и правила ее функционирования не фиксируются в словарях и грамматиках.

1) публицистический

2) официально-деловой

3) научный

4) художественный.

8. Определите, в каких случаях для правильного выбора варианта следует обратиться к орфографическому словарю (с выбором одного ответа):

1) заведОвать – заведЫвать

2) вопреки прогнозА – вопреки прогнозУ

3) оценЕнный – оценЁнный

4) ассимЕтрия – ассиметрИя.

9.Определите функционально-смысловой тип речи (с выбором одного ответа):

Большое значение для овладения приемами психической саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

1) рассуждение

2) повествование

3) описание.

10. Буква - Е - пишется во всех словах ряда (глаголы употреблены в форме 3 лица, единственного числа) (с выбором одного ответа)

1) устарева...т, о гени...

2) в библиографи..., о нашествии...

3) несгора...мый, зре...т (зерно)

4) в автобиографи..., леле...мый

11. - НН - пишется на месте обоих пропусков в предложении (с выбором одного ответа)

1) Постены занимала огромная почерневшая картина, писа...ая масля...ыми красками.

2) Обществе...ость была взволнова...а сообщениями.

3) Все Семеновы легкомысле...ы и неуравновеше...ы.

4) Его сердце было измуче...о неслыха...ыми страданиями.

 12. НИ пишется раздельно в предложении (с выбором одного ответа)

1) Цель творчества - самоотдача, а н... шумиха, н... успех.

2) Смирнов н... разу не ел.

3) Если бы н... земля, надорванная снарядом, н... черная гарь на стволах, можно было подумать, что на бугре заснули два пастушка.

4) Он н... мог надивиться негаснущему свету.

13. Раздельно пишется слово в предложении (с выбором одного ответа)

1) Лишь едва(едва) наступила весна.

2) (Дико)растущий кустарник стал украшением двора.

3) (В)виду предстоящего отъезда необходимо отменить представление.

4) Гости разбрелись (по)двое.

5) В тесто тётя Оля положила (пол)чайной ложки соли.

14. Тире на месте пропуска не ставится в предложении (с множественным выбором).

1) Ни в воде, ни на берегу, ни в беседке ___ никого не было видно и слышно.

2) Долг наш ___ защищать матерей, отцов, жен, детей и Родину.

3) «Значит, пятью пять ____ двадцать пять?» - спросил маленький Данилка.

15. Укажите предложение без пунктуационной ошибки (с множественным выбором).

1)Прекрасный Переславль-Залесский город, славящийся памятниками истории, архитектурными ансамблями, живописными окрестностями.

2)Багры, вилы, корзины да бочки - беспорядочно валялись на Голубой косе.

3)И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег, - все готовилось к ночному покою.

4)Все в доме Ростовых: и музыка, и мебель, и кушанья не только не могло называться первостепенным, но и на вторую степень не годилось.

ВАРИАНТ № 2.

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15.

1. Назовите язык, входящий в состав западнославянских языков (с выбором одного ответа)

1) украинский язык

2) немецкий язык

3) чешский язык.

2.Фразеологизмами называются (с выбором одного ответа):

1) слова и выражения социального диалекта, распространённого в узкопрофессиональной и асоциальной среде

2) слова, словосочетания и предложения, находящиеся в чужом языковом окружении

3) воспроизводимый в речи оборот, обладающий целостным значением и сочетающимся со словом

4) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

3. Укажите антонимические пары фразеологизмов (с выбором одного ответа):

1) оставить с носом – обвести вокруг пальца

2) одного поля ягоды – одним мором мазаны

3) семи пядей во лбу – пороха не выдумает

4) повесить голову – повесить нос.

4. Определите паронимы (с выбором одного ответа):

1) скрытый – скрытный

2) отменить – упразднить

3) жварить – колотить - сильно бить

4) любовь – ненависть.

5. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется … (с выбором одного ответа)

1) лексикология

2) морфология

3) фонетика

4) стилистика.

6. Определите, в каких случаях для правильного выбора варианта следует обратиться к орфоэпическому словарю (с выбором одного ответа)

1) на банковском счетЕ – на банковском счетУ

2) сто воттОВ – сто ватт

3) гига[ нтс] кий – гига[ нс] кий

4) экономичный – экономический.

7. Определите функционально-смысловой тип речи (с выбором одного ответа)

Большое значение для овладения приемами психической саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии организма. Однако можно научиться так управлять вниманием, что даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

1) рассуждение

2) повествование

3) описание.

8. Определите глаголы, которые образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени (с выбором одного ответа)

1) победить

2) убедить

3) умертвить;

4) очутиться.

9. В предложении допущена следующая ошибка (с выбором одного ответа)

Ребенок откинулся на спинку стула и стал более ленивее двигать челюстями, затем оставил тарелку.

1)орфографическая

2)пунктуационная

3)речевая

10. Отметьте номера слов, где пропущена согласная буква (с выбором одного ответа)

1) ровес...ник (отца)

2) че...ствовать (победителей)

3) драм..атический (театр)

4) (молодой) мож...евельник.

11. - НН - пишется на месте обоих пропусков в предложении (с множественным выбором)

1) По стенам навеша...о было весьма тесно и бестолково несколько стари...ых картин.

2) Как завороже...ый слушал Остахов этот концерт пусты...ой отмели.

3) На нём был теперь застегнутый сюртук и поноше...ыепоруси...овые туфли.

4) Оленька затравле...о смотрела на нежда...ого гостя.

12. Пишется -НЕ- и раздельно в предложении (с выбором одного ответа)

1) Встречаться с Анатолием было (н...)для чего.

2) Не было (н...)малейшей возможности избежать аварии.

3) (Н...)подалеку от станции размещалось отделение связи.

4) Больше не было от него (н...)слуху (н...)духу.

13. Через дефис пишется слово в предложении (с множественным выбором)

1) Казалось, (как)будто в доме происходило мытьё полов.

2) Он смотрел на предателя (в)упор.

3) (Капитан)лейтенант Орлов был уверен в своей победе.

4) Он(таки) вернулся с войны.

5) (По)прежнему Анна блистала своей красотой.

14. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно (с множественным выбором)

1) Помоги, воздух балканский – прозрачный и ясный!

2) Помогите же мне? Помогите, сиреневые вершины гор?

3) Ты жива ещё, моя старушка.

15. Тире на месте пропуска ставится в предложении (с выбором одного ответа)

1) Твое сердце _____ как лед.

2) Счастье и любовь ____ приходят вместе к тому, кто долго ждет.

3) Снег ____ чист и свеж, как мороженое.

4) Направо темнела деревня Алексеевка, налево ____ дом Анны, покинутый ею вчера утром.

 

 

Вариант № 3.

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15.

1. Какие из представленных словосочетаний не являются устойчивыми (с выбором одного ответа):

1) ни свет ни заря

2) кошка наплакала

3) все течет, все изменяется

4) щитовидная железа.

2. Укажите синонимические пары фразеологизмоввыбором одного ответа)

1) кровь с молоком – ни кровинки в лице нет

2) бить баклуши – разбить вдребезги

3) без числа – хоть пруд пруди.

3. Укажите, в каких парах слов нарушены орфоэпические нормывыбором одного ответа)

1) тв О рог – твор О г

2)догов О р д О говор

3) фен О мен – феном Е н.

4. Укажите, в каких примерах нарушены лексические нормы современного литературного русского языка (т.е. нарушена лексическая сочетаемость слов)выбором одного ответа)

1) одержать поражение

2) черные чернила

3) благодаря тебе я счастлив

5. Определите, в каких случаях для правильного выбора варианта следует обратиться к орфоэпическому словарю ( с выбором одного ответа):

1) оценЕнный – оценЁнный

2) сочЕтать – сочИтать

3) килограмм перцУ - килограмм перцА

4) крепкИЙ кофе – крепкОЕ кофе.

6. Определите, в каких случаях для правильного выбора варианта следует обратиться к словарю лексических трудностей:

1) затушОвывать – затушЁвывать

2) скрепИВ сердце – скрепЯ сердце

3) отчитаться ЗА работу – отчитаться О работе

4) сочЕтать – сочИтать

7. Укажите слова, имеющие ограниченную сферу употребления по территориальному признаку ( с выбором одного ответа):

1) агротизмы

2) профессионализмы

3) просторечные слова

4) диалектизмы.

8. Жаргонизмы – это… ( с выбором одного ответа):

1) слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпровождением

2) слова, встречающиеся в речи людей, объединённых общей профессиональной деятельностью

3) слова, составляющие основу активного словарного запаса литературного языка

4) слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности.

9. Орфоэпия – это наука о…( с выбором одного ответа):

1) звуковой системе языка

2) правильном, литературном, произношении

3) собственных именах

4) о словообразовательной системе языка.

10. Определите глаголы, которые образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени…( с выбором одного ответа):

1) дудеть

2) пылесосить

3) обратить;

4) бузить.

11. Отметьте номера слов, где пишется буква - И - (с множественным выбором)

1) вздраг...вать (во сне)

2) пр...терпевать (изменения)

3) пр...исподняя

4) (смешная) син...чка

12. Отметьте номера слов, где пишется буква - О - (с множественным выбором)

1) перц...вый (пластырь)

2) плат...ж

3) пересеч...нная (местность)

4) ч...порный (человек)

13. Отметьте номера слов, где пропущена согласная буква (с множественным выбором)

1) рас...изм

2) блес...нуть (успехами)

3) корыс...ная (красота)

4) ком...ерческий (круиз).

14. НН - пишется на месте обоих пропусков в предложении (с выбором одного ответа)

1) Ондатра - крупная водя...ая крыса - нежда...ым гостем появилась у стоянки.

2) Эта проблема слишком слож...а и запута...а.

3) Стра...ый звук неожида...о пронесся по лесу и напугал Алексея.

4) Над немощё...ыми улицами, деревя...ыми тротуарами покоятся мир и тишина.

15. Пишется -НЕ- и слитно в предложении (с выбором одного ответа)

1) Указания давал инженер, а (н...)кто иной.

2) Профессору Гридневу сдана совершенно (н...)законченная курсовая работа.

3) Посылки (н...)где не было.

4) Задача (н...)решена.

 

Вариант № 4.

 

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15.

1. Укажите группу славянских языков:

1) южнославянская группа

2) севернославянская группа

3) центральнославянская группа

4) балтийская группа.

2.Назовите язык, входящий в состав западнославянских языков:

1) украинский язык

2) немецкий язык

3) чешский язык.

3. Фразеологизмами называются:

1) слова и выражения социального диалекта, распространённого в узкопрофессиональной и асоциальной среде

2) слова, словосочетания и предложения, находящиеся в чужом языковом

окружении

3) воспроизводимый в речи оборот, обладающий целостным значением и

сочетающимся со словом

4) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

4. Какие из представленных словосочетаний не являются устойчивыми:

1) ни свет ни заря

2) кошка наплакала

3) все течет, все изменяется

4)щитовидная железа.

5. Укажите синонимические пары фразеологизмов:

1) кровь с молоком – ни кровинки в лице нет

2) бить баклуши – разбить вдребезги

3) без числа – хоть пруд пруди.

Укажите антонимические пары фразеологизмов: 

1) оставить с носом – обвести вокруг пальца

2) одного поля ягоды – одним мором мазаны

3) семи пядей во лбу – пороха не выдумает

4) повесить голову – повесить нос.

7. Синонимы – это:

1) слова, составляющие основу активного словарного запаса литературного языка

2) воспроизводимый в речи оборот, обладающий целостным значением и

сочетающимся со словом

3) слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие

4) слова, похожие по звучанию, но не тождественные.

8. Укажите синонимические ряды слов:

1) смелый – грустный – спокойный

2) метель – метелица – вьюга

3) радость – печаль

4) коротко – сжато - игриво.

9. Укажите синонимические ряды слов:

1) мольба - плач

2) метель – метелица – ливень

3) радость – печаль

4) коротко – сжато.

10. Определите паронимы:

1) скрытый – скрытный

2) отменить – упразднить

3) жварить – колотить - сильно бить

4) любовь – ненависть.

11. Раздельно пишется слово в предложении (с множественным выбором)

1) При (чем)тут здоровье Анны?

2) Он является (экс)чемпионом мира по фигурному катанию.

3) Уж это было (черес)чур.

4) До озера было (пол)километра.

5) Желание Дмитрия (в)обмен на моё.

12. Запятая на месте пропуска ставится в предложении (с выбором одного ответа)

1) Завтра ____ или послезавтра придут описывать моё имущество.

2) Кругом было и светло _____ и зелено.

3) Волк бежал и день ____ и ночь, не давал себе отдыха.

4) Поворчал Игнат ____ да не посмел ослушаться.

13. Пунктуационная ошибка допущена в предложении (с множественным выбором).

1) Варины серые глаза были красны, не то от бессонницы, не то от слез.

2) В темные окна стучали крупные дождевые капли.

3) На столе профессора Зыкина стояли кувшины, бутылки и фляжки зеленого, и синего стекла, разные серебряные кубки.

14. Укажите предложение без пунктуационной ошибки (с выбором одного ответа)

1) Олег Иванович, глава семьи, высокий, стройный мужчина был хороший педагог.

2) Шахтеры, выходцы из Центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам у казаков, роднились с ними.

3) Жухрай, матрос, с нами не раз разговаривал.

4) Упрямец во всем Олег оставался упрямцем и в общении.

15. В предложении допущена следующая ошибка (с выбором одного ответа)

По-моему, если даже с точностью выстроить их друг за дружкой, вспомнив, что следовало за чем, если даже по словечку вспомнить кто, что и когда сказал, это окажется всего лишь на всего сухой перечень событий.

1) орфографическая

2) пунктуационная

3) речевая.

Вариант № 5.

Выберите в каждом задании номер правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество полученных баллов – 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: