Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции.
Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечнойцели и прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие,многозначность, подтекст.
Научный текст имеет:
• тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается вопределенном аспекте;
• подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее иотличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частейданного объекта;
• также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающаясмысловые связи частей текста.
Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи,положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легковычленить, определив суть абзаца. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу,комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе.Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова,определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает идр.).
|
|
Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение,повествование. Научный текст представляет собой тип текста жесткого построения.
Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его
признаков.
Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определеннойпоследовательности.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Научное описание имеет цель — раскрыть признаки предмета, явления, процесса,установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны,
например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он
имеет две полиморфные модификации... Промышленный способ производства титана состоит вобогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением изчетыреххлористого титана металлическим магнием...)(«Материаловедение»)).
Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цельрассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помошью
доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение —способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и
сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. Рассуждениестроится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, врассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Выпишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может бытьникогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический иволшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами....Люди, живя на луне, падали бывниз на землю, а этого не бывает...».
|
|
Задача научного повествования — зафиксировать, представить этапы изменений,формирований, т.е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткоеили развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельныхстадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование — это рассказ оявлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов свыводами и обобщениями, сравнениями. («Фирмы также изменяют свою экономическуюполитику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь зареализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций.
Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешнихисточников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»).
(«Экономическая теория»).
Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которогоподтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как
и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы.