4. Проблема «чужого слова» в творчестве Зощенко
5. Воспроизведение современного быта
6. Полемика с официальными мифологемами советской истории
Тема 2. Художественный анализ действительности в сатире
20 – 30-х годов (4 часа)
1. Сатирические пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня». Принципы типизации и роль условности. Фантастика и гротеск. Комическое и трагическое. Жанрово-стилевые особенности.
2. Условные формы в сатирической комедиографии (пьесы Н. Эрдмана «Мандат», «Самоубийца»). Роль сатирической гиперболы. Соединение реально-бытового плана и фантастического.
3. Гротеск в сатирических произведениях М. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Развитие традиций Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина.
4. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Особенности сатиры. Новые художественные принципы комического освоения жизни.
5. Сатирические аспекты повести Ю. Олеши «Зависть». Гротеск и его функции.
Литература к практическим занятиям:
· Свирский Г. На лобном месте. Литература нравственного сопротивления. 1946 – 1986. М., 1998.
|
|
· Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.
· Добренко Е. Искусство принадлежит народу. Формовка советского читателя. // Новый мир, 1994. – № 12.
· Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.,1988.
· Борев Ю. Краткий курс истории ХХ века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах. М., 1996.
· Михайлов О. Гроссмейстер литературы.// Замятин Е. Избранные произведения. В 2-х тт. - Т.1. – М., 1990.
· Галанов Б. Илья Ильф и Евгений Петров. – М., 1961.
· Апухтина В. Проза Шукшина. – М.,1986.
· Галич А. О Галиче другие.// Галич А. Вечный транзит. Стихи. Песни. Поэмы. – Екатеринбург, 1998.
· Свободин А. О Н. Эрдмане. // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Документы. Воспоминания современников. – М., 1990.
· Чуковская Л. Процесс исключения. – М., 1990.
· Перельмутер В. Когда не хватает воздуха. // Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена. – Л., 1990.
· Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. – М., 1990.
· Дземидок Б. О комическом. – М., 1974.
Тема 3. «Реквием» Ахматовой.
Вопросы и задания.
1. Каковы хронологические рамки работы поэта над текстом поэмы? В чем необычность творческой истории произведения? Каковы функции приводимых в тексте авторских датировок отдельных фрагментов поэмы?
2. Поэма ли это? Или цикл стихотворений?
3. Поэме предпослан эпиграф — четверостишие из написанного в 1961 году стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали...». Известно, что именно этот эпиграф был главным препятствием на пути публикации поэмы в прижизненном сборнике А. Ахматовой «Бег времени». Тем не менее поэтесса решительно не согласилась с предложением редакторов исключить его из текста, пожертвовав возможностью опубликовать поэму. Прокомментируйте это решение автора «Реквиема». Почему Ахматовой так важно было начать текст поэмы строчками эпиграфа?
|
|
4. Образ лирической героини.
В начальных главках поэмы образ страдающей женщины, благодаря разнохарактерным этнографическим и историческим приметам, становится предельно обобщенным: это, по выражению литературоведа Е. Эткинда, «вечная героиня русской истории» в разных историко-культурных воплощениях («стрелецкая женка», казачка). Однако использованы в поэме и детали реальной биографии автора. Каковы они? Каково отношение автора «Реквиема» к своей прежней жизни?
5. Библейские образы и мотивы в поэме.
В чем своеобразие трактовки Ахматовой кульминации евангельского сюжета (главка «Распятие»)? Кто из персонажей этой сцены оказывается центральной фигурой картины? Какие еще библейские образы и мотивы используются в поэме?
6. Как реализуется в поэме фольклорное начало?
Использование жанра материнской причети, семантического потенциала плача.
7. Конфликт между Смертью и Памятью в поэме.
В чем нравственно-психологический смысл конфликта, развернутого в 7—9 главках поэмы? Как взаимодействуют в этих фрагментах мотивы памяти (беспамятства), безумия и смерти?
Как разрешается в «Эпилоге» важнейший конфликт поэмы — конфликт между Смертью и Памятью? В чем своеобразие трактовки Ахматовой традиционной для русской поэзии темы памятника поэту?
8. Само слово «реквием» (траурное музыкальное произведение) указывает на значимость звукового строя поэмы. Приведите примеры «акустических» образов (две группы), прокомментируйте звуковую организацию произведения.
Литература:
· Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. С. 28. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома, книги и страницы в скобках.
· Ахматовские чтения. Сб. научн. трудов. Тверь, 1991, 1994.
· Бурдина С.В. Поэма Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь, 2002.
· Кушнер А.С. У Ахматовой // «Свою меж вас еще оставив тень…»: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 3.
· Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х т. М., 1997. Т.1.
· Кублановский Ю. О»Реквиеме» Анны Ахматовой // Волга. 1992. № 11-12.
· Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.
· Редькин В.А. Мифологическое сознание и христианская вера в поэтическом творчестве А.А.Ахматовой // А.Ахматова, Н.Гумилев и русская поэзия начала ХХ века: Ахматовские чтения. Тверь, 1995.
· Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» // Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века.. СПб., 1997.
· Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение. 1988. № 1.
· Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби. «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: Монографические очерки. Екатеринбург, 1996.
· Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.
Тема 4. Антиутопические стратегии в русской литературе 1920-30-х годов. А. П. Платонов. «Котлован»
Вопросы и задания
1. Как датировка повести (декабрь 1929 — апрель 1930 года) связана с изображенными в ней событиями? Какие факты и события повести позволяют скорректировать внутреннюю хронологию повествования? Как соотносится в повести историческое и сюжетное время?
2. Какие пространственные объекты формируют мир «Котлована»? Каково место и значение имен собственных в топографии «Котлована»? Почему основная нагрузка в повести приходится на нарицательные названия топографических объектов (город, деревня, дорога и т. д.)? Каковы дополнительные, контекстуальные значения понятия «котлован» в произведении?
|
|
3. Охарактеризуйте значение мотива дороги в сюжете и композиции повести. Опишите маршрут Вощева: отправной пункт, «станции следования», конечная точка пути. В чем необычность дорог, пролегающих в пространстве «Котлована»? В чем проявляется своеобразие мотива дороги в творчестве Платонова по сравнению с классической традицией. Вспомните, в каких произведениях русской литературы XIX века мотив дороги является важнейшим в сюжете и композиции текста)?
4. В экспозиции повести Вощев представлен читателю как герой-странник. В чем сходство и в чем отличие платоновского героя-странника и его литературных предшественников (вспомните, в каких произведениях русской литературы центральными или второстепенными персонажами произведения были странники и странницы)? Что заставляет Вощева отправиться в дорогу? В чем герой Платонова видит жизненную необходимость своего странничества?
5. Выделите портретные характеристики, при помощи которых в повести изображены герои А. Платонова. Какие определения использованы для описания глаз, лица, фигуры персонажа? Чем портреты платоновских героев отличаются от описания персонажей в классической литературе?
6. Восстановите последовательность сюжетных событий в «Котловане». Какие события не имеют сюжетных мотивировок и не получают объяснения?
Какие эпизоды не связаны с сюжетными линиями главных героев – Вощева, Чиклина, Насти? Каково значение этих самодостаточных сюжетных вкраплений в общей структуре повести?
7. Важнейшее место в философской проблематике «Котлована» занимает проблема смерти и воскрешения мертвых (вспомните, в каком эпизоде и в связи с какими событиями персонажи повести размышляют о будущей «жизни» мертвых). Сюжет «Котлована» перенасыщен эпизодами умирания, убийств, приготовлений к смерти. В деревне убивают Козлова и Сафронова, Чиклин «нечаянно» убивает деревенского мужика, жившего с землекопами, а потом активиста (вспомните, какие еще события могут продолжить этот ряд), и даже заканчивается повесть угрозой Жачева: «Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Однако смерть Насти потрясает героев — отнимая веру в «смысл жизни и истину всемирного происхождения». Прокомментируйте значение имени героини в контексте сюжета. Почему смерть Насти получает в «Котловане» символическое значение? Каковы литературные истоки финального эпизода — смерти Насти?
|
|
8. В чем своеобразие комического в поэтике Платонова? Какие приемы комического использованы писателем в повести? Как соотносятся в его повествовании комическое и трагическое?
9. Каковы художественные функции гротеска в изображении коллективизации в повести Платонова? Приведите примеры эпизодов, художественное решение которых основывается на гротеске. Объясните,
почему именно гротеск становится адекватным способом изображения нового – «организованного» – мира. В чем своеобразие гротеска у Платонова (вспомните, в творчестве каких русских писателей XIX века
гротеск был важнейшим художественным приемом)?
10. В приведенных из текста «Котлована» примерах нарушены привычные грамматические связи между словами. В чем состоят эти отступления от нормы в каждой группе словосочетаний? Как изменится контекстуальный смысл высказывания, если фразу построить в соответствии с нормами языка?
а) В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода...
Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым...
Сафронов изобразил рукой жест нравоучения... Вощев лежал навзничь и глядел глазами с терпением любопытства.
б) Жачев... разогнался вперед и ударил... Козлова молчаливой головой в живот;
дать немедленный свисток; постучать негромкой рукой. в) неприютная вода; тоскливая глина; трудное пространство.
г) Чиклин... погладил забвенные всеми тесины отвыкшей от счастья рукой;
он не знал, для чего ему жить иначе — еще вором станешь или тронешь революцию.
Какие особенности мировидения платоновских героев получают выражение в языке повествования? Как связаны в прозе Платонова особенности художественного языка и особенности философского осмысления мира?
11.Приведите из повести примеры высказываний, основанных на реализации метафоры. Почему буквализация отвлеченного понятия приобретает важнейшее значение в поэтике Платонова?
12.Попытайтесь объяснить значение следующих формулировок из текста «Котлована»:
«Вопрос встал принципиально, и надо его класть обратно по всей теории чувств и массового психоза» (реплика Сафронова);
«Перечень ликвидированного насмерть кулака как класса, пролетариатом, согласно имущественно-выморочного остатка» (название ведомости, составленной активистом).
Поддаются ли эти высказывания адекватному «переводу» на общепринятый язык? С какой целью писатель использует идеологические клише эпохи? Каковы отличительные черты революционного «новояза», на котором разговаривают активист, Сафронов, Козлов?
Литература:
· Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М., 1990.
· Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов-на-Д., 1981.
· Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин. 1985.
· Чалмаев В.А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку). М., 1989.
· Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об А. Платонове. Работы разных лет. М., 1987.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебники и учебные пособия по курсу «История русской литературы ХХ века»
Основная литература
История русской литературы ХХ века. (20-90-е годы): Основные имена. М., 1998.
Русская литература ХХ века: В 2 т. Т.2 (1940 – 1990-е). М., 2002.
Русские писатели 20 века: Биографическимй словарь М., 2000.
Дополнительная литература
1. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980. Компендиум. М., 1996.
2. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х гг. «Перевал» и судьбы его идей. М., 1989.
3. Воронский А. Избранные статьи о литературе. М., 1982.
4. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20 – 30-е годы. М., 1992.
5. Дубровина И.М. Романтика в художественном произведении. М., 1976.
6. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры в 2-х тт., т.2 Статьи о русской литературе. – М., 2000.
7. История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. - М., 1995.
8. История русской советской поэзии 1941 – 1980. Л., 1984.
9. Карпов А.С. Русская советская поэма. 1917 – 1941. М., 1989.
10. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: Монографические очерки. Екатеринбург, 1996.
11. Литературные манифесты. От символизма до «Октября». – М., 2001.
12. Лосев А. Модернизм и современные ему течения.// Контекст. М., 1990.
13. Лотман Ю. Беседы о русской культуре.
14. Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов. Л., 1985.
15. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
16. «Оттепель»: Страницы русской литературы: В 3 т. М., 1989-1990.
17. Русская литература в зарубежных исследованиях (Розанов, Хлебников, Ахматова, Бахтин) М.,1990.
18. Редькин В.А. Русская поэма 50-90-х годов. Тверь. 1977.
19. Роднянская И. Литературное семилетие. М., 1995.
20. Советские писатели. Автобиографии. Т. 1-5. М., 1959 – 1988.
21. С разных точек зрения: социалистический реализм сегодня. Сб. М., 1990.
22. Солнцева Н.М. Китежский павлин. О судьбах новокрестьянских писателей. М., 1992.
23. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. – М., 1999.
24. Скороспелова Е. Русская проза ХХ века. – М., 2003.
25. Фатющенко В.И. Из истории русской лирики 10-х – начала 20-х гг. М., 1990.
26. Чудакова М. Литература советского прошлого. – М., 2001.
27. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х гг. М., 1985.
Персоналии
А.А. Ахматова
Ахматовские чтения. Сб. научн. трудов. Тверь, 1991, 1994.
Бурдина С.В. Поэма Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь, 2002.
Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1987.
Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. Стилистические наброски // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976.
Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.
Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
М.А. Булгаков
Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.
Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986.
Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерк творческой истории. М., 1991.
Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989.
Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы, библиография. Кн. 1. Л., 1991.
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1989.
Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.
М.А. Горький
Тагер Е.Б. Творчество М. Горького советской эпохи. М., 1964.
Спиридонова Л.М. Горький: диалог с историей. М., 1994.
Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Н. Новгород. 1992.
С.А. Есенин
Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
Есенин и русская поэзия. Л., 1967.
Карпов А.С. Поэмы С. Есенина. М., 1989.
Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.
Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. М., 1993.
Е.И. Замятин
Галикова В.А. Крик еретика (Антиутопия Евг. Замятина). «Вопросы философии», 1991. № 1.
Келдыш В.А. Е.И. Замятин. В кн.: Евгений Замятин. Избранные произведения. М., 1989.
Скороспелова Е.Б. Верность себе. В кн.: Евгений Замятин. Избранное. Кишинев, 1989.
Шкловский Виктор. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина. В кн. Евгений Замятин. Избранные произведения. М., 1989.
О.Э. Мандельштам
Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. Сб. Воронеж, 1990.
Сарнов Б. Заложник вечности. Случай Мандельштама. М., 1990.
Слово и судьба. Осип Мандельштам: Материалы и исследования. Т. 1. М., 1991.
Струве Н. Осип Мандельштам. Томск. 1992.
В.В. Маяковский
В мире Маяковского. Сб. Кн. 1 – 2. М., 1984.
Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983.
Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. М., 1990.
Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. М., 1990.
Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и творчество. В 3-х т. М., 1968 – 1972.
Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира. М., 1979.
Субботин А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. М., 1986.
Б.О. Пастернак
Альфонсов В.В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
Баевский В.С. Пастернак – лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.
«Быть знаменитым некрасиво». Пастернаковский чтения. Вып. 1. М., 1992.
«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Сб. М., 1990.
Пастернак Е.Б. Материалы для биографии Бориса Пастернака. М., 1989.
А.П. Платонов
Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М., 1990.
Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов-на-Д., 1981.
Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин. 1985.
Чалмаев В.А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку). М., 1989.
Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об А. Платонове. Работы разных лет. М., 1987.
М.И. Цветаева
Кудрова И.В. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922 – 1939. М., 1991.
Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества. 1910 – 1922. М., 1986.
Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
Е.Л. Шварц
Цимбал С. Евгений Шварц. Критико-биографический очерк. М., 1961.