Требования к уровню освоения дисциплины

История русской литературы ХХ века

 (1920-30-е годы)

Методический материал к курсам для студентов филологического факультета специальности

«Филология. Русский язык и литература»

 

 

IV курс дневной формы обучения

 

 

Пермь 2009

 

История русской литературы ХХ века: 1920-30-е годы: Методический материал к курсу для студентов филологического факультета специальности «Филология. Русский язык и литература» (IV курс дневной формы обучения) / Сост. С.В. Бурдина; Перм. ун-т. – Пермь, 2009. – … с.

 

 

Учебно-методический комплекс «История русской литературы ХХ века» утвержден на заседании кафедры 27 октября 2006 года (протокол №2); утвержден на заседании Ученого Совета филологического факультета 16я 2006 года (протокол №3).

 

Печатается по решению Методической комиссии филологического факультета Пермского государственного университета от 20 ноября 2006 года.

 

  

Издание включает в себя программу курса «История русской литературы 1920-30-х годов, рекомендательный список литературы, распределение часов и задания к практическим занятиям. Учебно-методический комплекс «История русской литературы ХХ века» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения цикла общих гуманитарных дисциплин, высшего профессионального образования по специальности 021700 – «Филология». Предназначен для студентов филологического факультета специальности «Филология. Русский язык и литература» (IV курс очного обучения).

 

Раздел I

Организационно-методический раздел

                             1. Цель курса

Учебно-методический комплекс и программа курса составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 021700 — Филология и соотносятся с целями и задачами, поставленными в ГОС второго поколения.

В соответствии с требованием Стандарта отечественная (русская) литература является одним из основных объектов профессиональной деятельности. Филолог должен быть подготовлен к исследованию языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии (в научно-исследовательской сфере), а также к осуществлению разнообразной практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.

Стандарт предусматривает раскрытие места литературоведения в структуре гуманитарного знания; объяснение соотношения теории и истории литературы; раскрытие роли литературной критики; объяснение сущности эстетических категории и системы основных понятий науки о литературе; методов и приемов анализа литературного произведения; знания литературного процесса и особенностей взаимодействия национальных литератур и основных этапов развития теоретико-литературной мысли в контексте истории культуры.

Курс «История русской литературы» нацелен на углубление литературоведческой подготовки студентов-филологов (специализация «Русский язык и литература»), формирование представлений о закономерностях русского историко-культурного и историко-литературного процесса, овладение практическими навыками интерпретации текстов художественных произведений, а также на расширение общего гуманитарного кругозора студентов.

Цель программы – показать динамику национального историко-литературного процесса и литературной жизни 20-30-х годов ХХ в.

Задачи изучения дисциплины

Задачи курса состоят в формировании у студентов знаний, умений и навыков, которые должен иметь любой филолог – специалист в области русского языка и литературы — для успешной работы по своей специальности:

— представления об истории русской литературы и литературной жизни в контексте русской культуры;

— понимания закономерностей историко-литературного процесса и роли русской литературы в системе мировой культуры;

— знаний об истории осмысления русской литературы в литературоведении ХХ века.

— умения анализировать художественные произведения различных жанров;

— умения корректно использовать теоретико-литературные понятия.

Полученные в процессе изучения курса знания могут быть использованы практически в процессе преподавания литературы в средней школе и в других учебных заведениях, при осуществлении процесса межкультурной коммуникации, а также при решении иных конкретных проблем, возникающих в практической деятельности филолога.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «История русской литературы» студенты должны расширить свои знания в области истории русской литературы  и национальной культуры в целом, а также научиться применять их на практике для анализа конкретных текстов художественных произведений.

В качестве результата изучения курса предполагается формирование у студентов понимания национальных особенностей русской литературы (в сопоставлении с другими национальными литературами), знания об основных событиях историко-культурной и литературной жизни ХХ века, периодизации русской литературы этого периода, идейных и стилевых течений русского искусства, литературных направлений и школ, характерных для данного периода, основных произведений и индивидуальных стилевых особенностей творчества писателей, работ критиков и литературоведов, посвященных русской литературе рассматриваемого периода.

Студентам необходимо:

— понимать закономерности историко-культурного и историко-литературного процесса;

— иметь целостное представление о биографии и эволюции творчества писателей;

— уметь анализировать художественные произведения, выявлять особенности их идейного содержания, жанра и стиля, сюжета и композиции;

— устанавливать связи с традиционной культурой, русской литературой предшествующих периодов;

— определять место писателей и произведений в пространстве русской культуры.

— уметь самостоятельно анализировать художественные произведения, определять их место в национальном и мировом историко-литературном (историко-культурном) процессе.

Раздел II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: