При рассмотрении широкого класса систем можно обнаружить существенную неравноправность состояний. Среди них выделяются обычные состояния, в которых система находится почти все время, и особые состояния, когда наступают внесистемные и внутрисистемные события. Особые состояния характеризуются еще и тем, что координаты в эти моменты времени изменяются скачком (происходит событие), а в промежутке между особыми состояниями изменение координат либо происходит плавно и непрерывно (этот процесс нас не интересует, если суммарное изменение какого-либо из параметров не превысит критическое значение, изменяющие хотя бы одну из координат , что приведет к новому состоянию системы), либо не происходит вовсе. Системы с такой интерпретацией поведения называют системами с дискретными событиями.
С учетом этого для построения моделирующих алгоритмов можно использовать более экономичный (в смысле затрат машинного времени) способ, чем моделирование с постоянным шагом. Для этого достаточно производить осмотр агрегатов системы лишь в моменты, соответствующие особым состояниям, поэтому такой принцип моделирования называют моделированием «по особым состояниям» или «событийным моделированием». Длительность шага является случайной величиной.
Пусть m — модель, (i = 1, 2,...) — ее элементы (агрегаты). В течение рассматриваемого интервала времени (0, Т) — времени реализации — элемент изменяет состояние в моменты системного времени (k — номер момента). Моменты смены состояния элемента , можно разделить на три типа: 1) случайные, связанные с внутренними свойствами элемента; 2) случайные, связанные с изменением состояния других элементов модели, влияющих на поведение ; 3) детерминированные, связанные с заданным расписанием его функционирования. Моментами смены состояний модели в целом являются все моменты .
При программировании для каждого агрегата отводят ячейку памяти, в которой фиксируется момент очередного перехода агрегата в новое состояние и вид этого состояния. Такие ячейки образуют массив состояний. Он отражает динамику функционирования модели: одна его часть хранит информацию о прошлом системы, другая представляет собой список будущих событий.
Применяя понятие агрегата и приведенные выше рассуждения к моделям информационных систем, можно сделать следующие выводы.
1. Агрегат— это устройство, программа или массив, т.е. некоторый ресурс системы.
2. Входной сигнал — это сообщение, заявка на ресурс.
3. Процесс функционирования системы может интерпретироваться как последовательность «захватов» и «освобождений» ресурсов системы каждой заявкой.
В этом случае последовательность, в которой рассматриваются агрегаты, определяется не всей совокупностью их связей, а маршрутом каждой отдельной заявки. Теперь на интервале нужно рассматривать все находящиеся в системе заявки вместо всех агрегатов. Такой метод моделирования иногда называют способом «последовательной проводки заявок» [1].