Классификация согласных звуков

1. По соотношению шума и тона: сонорные, шумные. Шумные делятся на звонкие и глухие.

2. При артикуляции согласных большую роль играет место образования звуков: губные, увулярные, язычные, язычные (самые многочисленные), гортанные, фарингальные (глоточные).

- Язычные согласные делятся на переднеязычные (заальвеолярные, зубные, альвеолярные, межзубные), среднеязычные (палатальные) и заднеязычные (велярные, твердые).

- Следующая большая группа - губные согласные (лабиальные согласные)

3. По способу артикуляции: смычные и фрикативные (щелевые). Смычные делятся на смычно-взрывные, смычно-проходные, смычно-щелевые (аффрикаты), смычно-дрожащие.

 

Теория слога. Виды слогов

Каждый такт, в свою очередь, подразделяется на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Слог является наименьшей произносительной единицей. Но в определении слога существует несколько теорий. Наиболее распространена теория Щербы. Он опирается на особенности артикуляции. Слог определяется единством нарастания и падения мускульного напряжения. Границы слога совпадают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения. Если слог состоит из одного звука, такой звук является гласным. Звук, произносимый с максимальным напряжением, называется слогообразующим. Слогообразующим часто является гласный или иногда сонорный гласный. По положению слоги делятся на открытые (слог, в котором слогообразующий стоит в конце слога) и закрытые (заканчивается на неслогообразующие), прикрытые (начинаются с согласного) и неприкрытые (слог, начинающийся с гласного). Если слогообразующий стоит в конце, то слог открытый. К закрытым слогам относят слоги, оканчивающиеся на неслогообразующий. Слог, начинающийся с гласного, является неприкрытым, а начинающийся с согласного, является прикрытым.

A открытый неприкрытый

Taоткр и прикр

At закрыт неприкр

Tat закрытый прикрытый

В разных языках структура слога различна. В русском языке присутствуют и открытые, и закрытые (но преобладают открытые). Это связано с тем, что в ря слогораздел проходит после звука, обладающей небольшой звучностью. Этот закон называется законом возрастающей звучности. Граница слога редко проходит между согласными. А во французском языке преобладают закрытые. Граница слога чаще всего проходит между согласными В узбекском в начале слога только согласный.

 

Ударение и его виды. Явление эклизы и проклизы

Ударение, при котором ударяются слоги в системе слова, называется словесным. Если выделяется какое-либо слово во фразе, то такое ударение называется фразовым.

СЛОВЕСНОЕ. В зависимости от способа, при помощи которого происходит выделение слога под ударением различают 3 вида словесного ударения:

- силовое (динамическое) - зависит от усиления ударного слога, характерно для рус.и большинства европейских языков, в зависимости от степени ударности силовое ударение определяет 3 вида слогов: слог с главным ударением, с второстепенным и безударный слог;

- тональное(музыкальное)-зависит от повышения и понижения тона в слове, 5 видов музыкального ударения: ровное, восходящее, нисходящее, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее. Муз уд характерно для китайских, вьетнамских языков, сербского, шведского, литовского языков;

- количественное(квантитативное)-основывается на большей продолжительности произношения ударного слога, встречается редко. Количественное ударение играет большую роль в языках, в которых различаются долгие и краткие гласные (англ, нем). В подавляющем большинстве языков тип ударения выступает не в чистом виде, а имеет смешанный характер, преобладает один, а на него наслаивается другой. В зависимости от места в слове различают 2 типа словесного ударения:

1. фиксированное всегда стоит всегда в определённом месте слова(франц-на последнем слоге, чешский – на первый). Разновидностью фиксированного ударения является альтернативное, при котором место ударения определяется выбором из 2х возможных слогов(лат яз)

2. свободное, которое не связано с определённым местом в слове, однако исторически сложившаяся традиция закрепляет в каждом слове определённое место ударения и менять его нельзя, но в некоторых словах наблюдается колебание произношений. Свободное ударение делится на неподвижное(стоит всегда в одном и том же слоге во всех грамматических формах) и подвижное(ударение зависит от грамматических форм слова). Роль словесного ударения используется в лексических (зАмок – замОк) и грамматических (рукИ – рУки) целях.

ФРАЗОВОЕ. Может падать на любое слово во фразе. В каждом языке есть правила выделения слов. Разновидностью фразового ударения является логическое ударение (оно может падать на любое слово) и эмфатическое ударение (любое слово во фразе носит обязательную эмоциональную окраску).

В потоке наиболее крупной единицей является фраза (синтагма). Фраза представляет собой отрезок между двумя паузами. Фраза характеризуется единством интонации, и она тесно связана со смысловой стороной высказывания и с эмоциональной окраской речи. Деление фразы обусловлено намерением говорящего. Допускаются разные способы членения. Разница в членении объясняется различным намерением, исполнением говорящего. Иногда членение на фразы важно для понимания смысла. Фраза может состоять из одного слога, и членение фразы может не совпадать с его грамматическим членением. Более мелкой единицей является такт, который характеризуется единством ударения и объединяет несколько слогов. Вокруг ударного слога группируются неударные слоги и вместе с ним они образуют такт. Предударные слоги называются проклитиками, а послеударные слоги – энклитиками. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, т.к. имеют своё ударение. Слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают к слову с ударением и образуют с ним один такт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: