Тема 4. Организационная структура лагерной смены

 

План лекции:

1. Организационный период.

2. Основной период.

3. Итоговый период.

 

Список основных терминов:

Лагерная смена. Тематические периоды. Планирование работы. Организация лагерной смены. Оргпериод. Основной период. Итоговый период.

 

  1. Организационный период.

Смена – это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагере. В основе логики лагерной смены лежит благополучие и комфорт каждого ребенка. Критериями логики являются физическое состояние и эмоциональное настроение. В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решать которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды.

Организационный период – первые 3-4 дня, важные и самые ответственные. Существует поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это переход из одной жизни в другую, время привыкания детей к новой жизни. Главная цель вожатого в оргпериод – создание условий для скорейшей адаптации детей в лагере и ввода детей в сюжетно-ролевую игру. Для этого необходимо решение следующих задач:

Организационных:

- обеспечить быстрое знакомство детей друг с другом;

- определить возможности (интеллектуальные, коммуникативные, спортивные и др.) и намерения детей;

- выявить потенциальных лидеров в отряде;

- заложить основы формирования временного детского коллектива: разделить отряд на микрогруппы, выбрать лидерский совет, распределить ЧТП;

- создать условия для проявления детей, возможности для самоутверждения;

- сформировать представление у детей о жизнедеятельности лагеря, совместно с ними спланировать возможное содержание этой жизни.

Методических:

- приучить детей к выполнению распорядка дня;

- научить детей соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм;

- обучить детей основам жизни в отрядах, микрогруппах;

Воспитательных:

- что подразумевает формирование основ следующих групп внутренних и внешних отношений:

ребенок-ребенок;

ребенок-группа;

ребенок-взрослый;

мальчик-девочка.

Оргпериод заключается во включении детей в общение и деятельность (первичные коллективно-творческие дела, огоньки знакомств, коммуникативные игры, церемония открытия), посредством которых осуществляется организационное оформление первичных объединений, формирование основ детских коллективов. В этот же период ведется диагностика творческого потенциала участников среды, выявляются лидеры, формируются отношения в объединениях детей (социометрия, тренинги общения, запуск системы ЧТП и т.д.).

Результатом оргпериода должно стать:

- общее представление о возможностях лагерной смены;

- общие отношения содружества на уровнях ребенок-ребенок, ребенок-вожатый, ребенок-коллектив;

- общее настроение творческой атмосферы;

- общая (совместная) готовность взрослых и детей к различным видам игровой деятельности;

- общее желание делать отдых интересным и праздничным;

- общая социально-ролевая адаптация каждого ребенка к новым условиям и состояниям.

Система деятельности в оргпериод

1 день – Знакомство:

- заезд, регистрация, распределение по комнатам, медосмотр;

- первичное КТД на знакомство («Здравствуйте, мы вам рады», «Ехали мы, ехали…», «Я+ТЫ =МЫ» и т.д.), на выявление творческого потенциала («Кинофестиваль», «Зоопарк», «Аукцион талантов», «Гиннес-шоу» и др.),

- вечерняя свечка или костер (диалоги «О тебе и о себе», огонек «Расскажи мне о себе», первый «Орлятский круг»)

День знакомства самый сложный. Главное не забыть о том, что:

- все дети теперь твои и ты для них самый важный человек – мама, папа, друг и учитель;

- у каждого ребенка свое настроение. Надо наблюдать за всеми, не забывать никого, уделять каждому внимание;

- надо попытаться сразу понравиться детям и постараться полюбить их;

- каждый ребенок – личность. Надо уважать ее.

2 день – адаптация:

- малые формы: а) коммуникативные игры («Плюс – минус», «Контакт», Тренинговые упражнения), б) КТД на выявление лидерства («Театральный калейдоскоп»);

- знакомство с лагерем и его обитателями (КТД «Экскурсия»);

- вечернее дело («Оранжевое настроение», «Крестики – нолики»)

Второй день адаптации закрепляет достижения первого дня, стабилизирует общее состояние детей, настраивает на веселую, радостную атмосферу, формирует активное желание детей участвовать в жизни лагеря.

Главное не забывать о том, что:

- дети могут устать – необходимо чередовать различные виды деятельности;

- темп и динамика всего дня, несмотря на его насыщенность, спокойные и ровные;

- паузы можно заполнить играми, веселыми песнями, спортивными состязаниями.

3 день – самоопределение

- выборы лидера («Необитаемый остров»)

- выборы сената

- вечернее дело «Представление отрядов»

Третий день самоопределения предполагает введение детей в сюжетно-ролевую игру «Оранжевое настроение»

Главное, не забыть о том, что:

- игру «в выборы» дети воспринимают всерьез, поэтому надо поддержать проигравших детей;

- надо позволить детям составлять авторские программы жизни в лагере, осторожно предупреждая невыполнимые положения.

4 день – праздник

- распределение по кружкам

- церемония открытия

- праздничная танцевальная программа

Четвертый праздничный день завершает организационный период.

  1. Основной период.

      Основной период смены – это главный этап развития лагерной смены, когда закрепляются достигнутые результаты организационного периода, стабилизируются отношения детей, взрослых, деятельность расширяется и углубляется в организационном и содержательном направлении.

Цель данного периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

Ведущая задача – формирование личного статуса ребенка и статуса коллектива, их взаимоотношение и взаимодействие.

· развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу микрогруппы, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность).

· передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям (день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).

· создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел).

· создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии по отрядному месту)).

Критерий успешности - инициатива ребят.

Структурным звеном основного этапа жизни ребенка в лагере является тематический период. Тематический период – это несколько дней (3-4) объединенные одним тематическим сюжетом («Античность», «Средневековье», «Космос», «Индейцы», «Мушкетеры», «Телевидение» и т.д.).

Результатом основного периода должно стать:

- формирование временных детских коллективов;

- создание атмосферы положительного общения;

- нивелирование негативных эмоциональных настроений, коррекция отклоняющихся поведенческих мотивов;

- обеспечение условий для интеллектуального, творческого, спортивного развития детей.

Педагогическим обеспечением тематических периодов выступают специально разработанные игровые технологии, ситуации, модели поведения и отношений детей и взрослых.

 

  1. Итоговый период.

Итоговый период предполагает подведение итогов лагерной смены на двух уровнях: условно-деловом и эмоциональном.

Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.

Задачи:

· Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики на определение уровня развития коллектива - социометрия, прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», линейка закрытия смены).

· Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма себе на конец смены, прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием, оформление общей выставки отряда, КТД «Скоро лагерю скажем «прощай», прогулки по любимым местам, бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).

· Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере, можно раздать сценарии дел или дать их переписать).

· Подготовка лагеря к следующей смене (уборка территории и помещений, помощь вожатым в изготовлении визиток, написание вожатым писем-отзывов о его работе, пожелания на будущее).

Первый уровень складывается из диагностических мероприятий, открытия ВИД (выставки игровых достижений), последних сборов, церемонии награждения и чествования лучших из лучших. Второй уровень включает в себя огоньки «Расскажи мне обо мне», Церемония закрытия, «Последний круг»

Критерии успешности периода

· нежелание уезжать из лагеря;

· желание сохранить среду общения;

· желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянный детский коллектив.

Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов от­ряда, дружины; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Зак­лючительный период посвящается творческому отчету в отряде, круж­ке, дружине. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показы­ваются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линей­ки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: