Модель качества.ISO 9126-1

Рекомендуется 6 основных характеристик качества ПС, каждая из которых детализируется несколькими (всего 21) субхарактеристиками:

 

1) Функциональная пригодность (функциональнгсть) это набор атрибутов, определяющий назначение, номенклатуру, основные необходимые и достаточные функции ПС, заданные техническим заданием заказчика или потенциального пользователя.Функциональная пригодность детализируется следующими субхарактеристиками:

1. - пригодностью для применения;

2. - точностью;

3. - защищенностью;

4. - способностью к взаимодействию;

5. согласованностью со стандартами и правилами проектирования

 

2) Надежность – это способность программы обеспечивать достаточно низкую вероятность отказа в процессе функционирования в реальном времени. Надежность рекомендуется характеризовать:

6. - уровнем завершенности (отсутствия ошибок);

7. - устойчивостью к ошибкам;

8. –перезапускаемостью (восстанавливаемостью)

 

3) Применимость описывается:

9. - понятностью;

10. - обучаемостью;

11. - простотой использования.

 

4) Эффективность рекомендуется характеризовать:

12. - ресурсной избыточностью;

13. - временной избыточностью.

 

5) Сопровождаемость детализируется:

14. - удобством для анализа;

15. - изменяемостью;

16. - стабильностью;

17. - тестируемостью.

 

6) Переносимость (мобильность) предлагается отражать:

18. - адаптируемостью;

19. - структурированностью;

20. - замещаемостью;

21. - внедряемостью.

Мобильность – это способность ПС быть перенесенным из одной среды в другую(с одной ОС на другую).

 

Замечание. Каждая качественная субхарактеристика в стандарте (например, адаптируемость) в дальнейшем определяется набором атрибутов. Атрибут – сущность, которая может быть проверена/измерена в программном продукте. Атрибуты не определены в стандарте из-за их разнообразия в различных программных продуктах.

Метрики характеристик качества.ISO 9126-2,3 [https://studfiles.net/preview/3675609/page:11/]

 

Общее представление о качестве программных систем стандарт ISO 9126 рекомендует описывать тремя взаимодействующими, взаимозависимыми метриками характеристик качества, отражающими:

· внутреннее качество;

· внешнее качество;

· качество при использовании.


Вторая и третья части стандарта ISO 9126-2,3 посвящены формализации внутренних и внешних метрик характеристик качества ПС. В ней изложены содержание и общие рекомендации по использованию метрик.


Внутреннее качество

Внутренние метрики отражают функциональные и конструктивные свойства программ и применяются в ходе проектирования и программирования программного продукта. Основная цель применения метрик -– дать возможность разработчикам и заказчикам оценивать и прогнозировать качество ПС, начиная с этапа проектирования, и заниматься вопросами технологического обеспечения качества до того, как разрабатываемое ПС станет готовым к использованию продуктом.  Для каждой из 6 характеристик качества предлагается несколько оценочных метрик.

Внутренние метрики функциональности предназначены для оценки/предсказания того, удовлетворяет ли разрабатываемое ПС требованиям к функциональности. Примеры метрик:

1) Полнота функциональной реализации, оценивает пригодность ПС.

2) Соответствие функциональности, оценивает соответствие функциональности.

3) Точность, оценивает правильность ПС.

4) Соответствие интерфейсов, оценивает способность к взаимодействию.

5) Предотвращение разрушения данных, оценивает защищенность.

Внутренние метрики надежности используются для проверки/предсказания того, удовлетворяет ли ПС заявленным потребностям в надежности. Примеры метрик:

1) Полнота тестирования, оценивает завершенность.

2) Предотвращение некорректных действий, оценивает устойчивость к ошибке.

3) Способность к восстановлению, оценивает восстанавливаемость.

Внутренние метрики практичности используются для предсказания степени, в которой программный продукт может быть понят, изучен, управляем.

1) Полнота документации пользователя, оценивает обучаемость.

2) Отменяемость действий пользователя, оценивает простоту использования.

3) Настраиваемость вида интерфейса пользователя, оценивает привлекательность.

Внутренние метрики эффективности используются для проверки/предсказания эффективности поведения ПС. Примеры метрик:

1) Пропускная способность, оценивает поведение во времени.

2) Использование памяти, оценивает использование ресурсов.

Внутренние метрики сопровождаемости используются для предсказания уровня усилий, необходимых для модификации программного продукта. Примеры метрик:

1) Готовность диагностических функций, оценивает анализируемость.

2) Регистрируемость изменений, оценивает изменяемость.

3) Влияние изменений, оценивает стабильность.

4) Полнота встроенных функций тестирования, оценивает тестируемость.

Внутренние метрики мобильности используются для оценки/прогноза способности ПС к переносу на другую платформу. Примеры метрик:

1) Адаптируемость структур данных, оценивает адаптируемость.

2) Объем работ по установке, оценивает настраиваемость.

3) Доступная совместимость, оценивает совместимость.

 

Внешнее качество

Внешние метрики отражаюттребования, заданные заказчиком в спецификациях, и обеспечивают заказчикам, пользователям и разработчикам возможность прослеживать и анализировать качество ПС в ходе испытаний или опытной эксплуатации, когда уже созданы исполнимые коды ПС. Опять-таки для каждой из 6 характеристик качества предлагается несколько оценочных метрик (формулировка некоторых метрик может совпадать с формулировкой внутренних метрик).

Внешние метрики функциональности измеряют свойства (атрибуты) функциональногоповедения ПС. Примеры:

1) Полнота функциональной реализации, оценивает пригодность ПС.

2) Точность, оценивает правильность ПС.

3) Способность к обмену данными (основанная на успешных попытках пользователя), оценивает способность к взаимодействию.

4) Предотвращение разрушения данных, оценивает защищенность.

Внешние метрики надежности и змеряю свойства, связанные с поведением системы во время тестирования.

1) Плотность ошибок, оценивает завершенность.

2) Предотвращение некорректных действий, оценивает устойчивость к ошибке.

3) Способность к восстановлению, оценивает восстанавливаемость.

Внешние метрики практичности показывают, в какой мере ПС может быть понято, изучено, управляемо.

1) Полнота описания, оценивает понятность.

2) Эффективность документации пользователя, оценивает обучаемость.

3) Исправление ошибок при использовании, оценивает простоту использования.

4) Изменяемость вида интерфейса, оценивает привлекательность.

Внешние метрики эффективности показывают характер использования ресурсов при заданных условиях функционирования.

1) Использование устройств ввода/вывода.

2) Время отклика.

Внешние метрики сопровождаемости характеризуют усилия, которые необходимы для его модификации. Примеры метрик

1) Поддержка диагностическими функциями.

2) Возможность управления изменением ПС.

3) Доступность встроенных функций тестирования.

Внешние метрики мобильность характеризуют приспособленность переноса из одной среды функционирования в другие.

1) Адаптируемость структурных данных.

2) Простота установки.

3) Доступная совместимость.

4) Переемственность данных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: