Способы защиты исключительного права на товарный знак

 

Защита исключительного права на товарный знак может применяться при любых нарушениях. К таковым относится размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товара без законного основания (лицом, не имеющим права).

Основные способы защиты исключительного права на товарный знак: а) изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров, упаковок, этикеток; б) удаление рекламы, содержащей товарный знак; в) возмещение убытков, причиненных правообладателю; г) уплата компенсации в размере до 5 миллионов рублей*(14).

 

Коммерческое обозначение. Понятие коммерческого обозначения

 

Коммерческое обозначение - средство индивидуализации одного или нескольких предприятий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не включенное в ЕГРЮЛ и не подлежащее регистрации в патентном ведомстве (ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение, как и фирменное наименование, являются частями юридического гудвилл бизнеса, под которым понимается нематериальная его составляющая, включающая доброе имя, деловую репутацию, совокупность ноу-хау, список заказчиков, удачное расположение и пр.*(15) Коммерческое обозначение используют в начале занятия предпринимательской деятельностью в определенной сфере, до принятия решения о регистрации товарного знака. Как мы уже отмечали, использование коммерческих обозначений приводит к риску быть подвергнутыми нападкам бренд-сквоттеров, поэтому, принимая решение об использовании коммерческого обозначения, следует тщательно взвесить все "за" и "против", помня о слабой степени защиты такого средства индивидуализации.

Сфера использования коммерческих обозначений не велика. Они допускаются только для индивидуализации предприятий - единых имущественных комплексов, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и зарегистрированных в установленном порядке в качестве объекта недвижимости. Иными словами, коммерческое обозначение не обозначает субъекта права (организацию) или определенный товар, работу, услугу.

У Общества с ограниченной ответственностью "СП-Компания-СПБ" имеется в собственности предприятие - имущественный комплекс с коммерческим обозначением "Редакция журнала Секс Видео Гид", при этом, несмотря на возможность размещения этого коммерческого обозначения на вывесках, в рекламе, использовать другим способом, собственником журнала как имущественного комплекса является именно ООО "СП-Компания-СПБ"*(16), это значит, что все договоры с авторами, рекламодателями, иными лицами в этом случае будет подписывать субъект права - ООО "СП-Компания-СПБ", коммерческое обозначение используется лишь для индивидуализации журнала и его редакции.

Коммерческое обозначение имеет словесную форму.

 

Право на коммерческое обозначение

 

Право на коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации и возникает с момента начала его использования путем размещения на вывесках, этикетках, бланках, упаковках, в рекламе и пр. Отметим, что защита права на коммерческое обозначение крайне затруднительна, поскольку для ее обеспечения необходимо будет установить, что право на коммерческое обозначение действительно существует, и возникло ранее, чем у нарушителя. В качестве доказательств будут использоваться рекламные объявления, письма, фотографии, а также свидетельские показания. Нужно помнить, что если обнаружится субъект, имеющий исключительное право на товарный знак, сходный до степени смешения с коммерческим обозначением компании, несмотря на то, что в силу закона это различные, независимые друг от друга объекты (ст. 1541 ГК РФ), фактически приоритетной защите подлежит право на товарный знак (как зарегистрированное в установленном порядке), а поэтому защита права на коммерческое обозначение фактически сводится только к защите против лиц, пользующихся коммерческим обозначением без регистрации.

Право на коммерческое обозначение не может передаваться отдельно от права на предприятие, оно включено в его состав и передается вместе с ним по договорам купли-продажи и аренды предприятия, а также по иным сделкам*(17). Однако даже в таком виде возможности распоряжения коммерческим обозначением существенно шире, чем права распоряжения фирменным наименованием. Последнее, как мы уже отмечали, вообще не может передаваться.

Поскольку коммерческое обозначение не фиксируется в специальных реестрах (в отличие от фирменных наименований и товарных знаков), в практике часто встречаются нарушения прав лиц, обладающих другими средствами индивидуализации, такими как фирменное наименование, товарный знак, путем создания и использования коммерческих обозначений, сходных с зарегистрированными средствами индивидуализации, принадлежащих другим субъектам.

ООО "Садко-Л" в своей предпринимательской деятельности использовало коммерческое обозначение "ДИКСИКА" для обозначения магазина розничной торговли. ЗАО "ДИКСИ ЮГ" использовало в своей деятельности коммерческое обозначение "ДИКСИ" также для индивидуализации магазинов розничной торговли. ЗАО "ДИКСИ ЮГ" полагало, что ООО "Садко-Л" использует коммерческое обозначение, сходное до степени смешения с их коммерческим обозначением, тогда как именно ЗАО "Дикси ЮГ" имеет право на его использование в связи с созвучием с фирменным наименованием. К тому же способ изображения коммерческого обозначения на вывеске розничного магазина был подобен вывеске ЗАО "Дикси Юг" - в форме желтого овала. Суд иск ЗАО "Дикси Юг" удовлетворил, поскольку коммерческие обозначения были признаны сходными до степени смешения, что привело к недобросовестной конкуренции*(18).

В связи с этим рекомендуется воздерживаться от использования коммерческих обозначений, совпадающих либо сходных до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками или коммерческими обозначениями других субъектов.

Обладатель права на коммерческое обозначение может защищаться от незаконного использования коммерческого обозначения другими субъектами путем обращения с иском в суд, способами защиты может послужить запрет на использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения, возмещение причиненных убытков.

 

 Наименование места происхождения товара

                                                                                                                               

В тех случаях, когда организация производит товары, обладающие особыми свойствами, связанными исключительно с характерными природными условиями или людским фактором определенной местности, существует признанная законодателем возможность зарегистрировать и использовать для индивидуализации таких товаров наименование места происхождения товаров.

Наименование места происхождения товара - обозначение страны, населенного пункта, местности, влияющих на особые свойства производимого в этой местности товара, зарегистрированное в установленном порядке и используемое для индивидуализации товара.

К признакам наименования места происхождения товара принято относить:

а) оно представляет собой словесное обозначение, индивидуализирующее товар;

б) оно выражает или обозначает географический объект;

в) с ним связаны имеющиеся в товаре особые свойства, связанные со спецификой данной местности;

г) имеется прямое или косвенное указание на происхождение товара из определенной страны или местности*(19).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: