В связи с этим традиционные логистические и управленческие операции по заказу, доставке, складированию, отпуску в производство (управление складскими запасами), дополненные требованиями технологий "В срок заказать" (Order In Time) и "В срок произвести" (Kanban) легли в основу методологии "Точно в срок" (Just In Time).
Производственнно-учетные карты заказов "канбан" абсолютно точно оговаривают и предписывают количество заказанных комплектующих изделий на сборочный стапель - точку производственного цикла, в которой необходимы эти изделия, - и точку времени, к которой изделия должны быть поставлены.
Внедрение технологии "Точно в срок" ориентировано на следующие ключевые моменты:
· четкое планирование необходимого объема материально-производственных запасов;
· достижение оптимального уровня запасов на всех участках производства;
· уменьшение или полное исключение простоев;
· уменьшение размера партий закупаемой или производимой продукции и повышенная маневренность партий;
|
|
· уменьшение времени передачи, обработки, доставки продукции;
· сведение до минимума размера складских площадей и количества операций.
. Для этого в производственный процесс включаются:
· детальное обследование и сопровождение машин и оборудования;
· взаимозаменяемость работников - рабочие должны уметь работать на нескольких рабочих местах и выполнять несколько производственных операций;
· требования к поставщикам по гарантированным поставкам, требование бездефектных поставок и сборок;
· использование простых и понятных учетных систем (канбан-карты).
Можно выделить семь основных принципов концепции SCM:
· внимательно следить за рыночным спросом и производить планирование, опираясь на них;
· изучать пространственно-временное распределение продаж и сегментировать потребителей на основе потребности в товарах и сервисах;
· в равной степени ориентировать логистическую сеть на поставщика и клиента;
· стратегически планировать поставки;
· разрабатывать стратегию цепочек движения материальных ресурсов;
· активно использовать методы привлечения новых каналов распределения;
· использовать методы линейного программирования, математическое моделирование и информационные технологии для увеличения точности прогноза и разработки сетевых графиков поставок и оптимальных маршрутов движения.
SCM-системы, равно как и системы CRM и CSRP, "продолжают" стандартную корпоративную ERP-систему во внешнюю среду, образуя в совокупности расширенную систему управления предприятием ERP II (рис. 12.6).
Рис. 12.6.
Такая интегрированная система позволяет реализовать базовое положение стратегии SCM: "доставить нужный товар - в нужное место - точно в срок - с низкими издержками - с нужным сервисом для клиента". Технологические и программные SCM-решения весьма разнообразны, однако наиболее востребованными в настоящее время являются комплексные решения, построенные по принципу открытых систем для сопряжения со стандартным ERP-ядром. Для примера приведем такое решение, реализованное компанией Lowson Software на платформе IBM System i (рис. 12.7).
|
|
Это решение включает в себя следующие специализированные модули:
· планирование цепочек поставок (Supply Chain Planner - SCP);
· планирование спроса (Demand Planner - DMP);
· операционное планирование (Multi-Site Planner - MSP);
· оптимизация финансового результата (Yield Optimizer - YOP);
· расширенное планирование производства (Advanced Production Planner - APP).
Рис. 12.7. Схема интегрированного решения "Управление цепочками поставок "Lawson M3 ERP"
Из рис. 12.7 видно, что часть модулей является вложенными, так как они реализуют операции направленного движения ("многие ко многим") товаров и ресурсов к различным группам пользователей.
Аналогичное решение "Система управления цепочками поставок" на базе Microsoft Dynamics NAV (ранее - Axapta) представляет собой комплекс интегрированных приложений, в том числе в сфере управления складами, дистрибуции, производства, системы автоматизированного сбора данных (ADCS) и обладает функциональностью, связанной с ценообразованием и электронной коммерцией. Основные характеристики решения:
· комплексный подход к управлению цепочками поставок: интеграция дистрибьюторского и производственного блоков, системы автоматизированного сбора данных, функциональности ценообразования и электронной коммерции;
· оптимизация и совершенствование складской логистики и всех процессов по складу;
· поддержка дискретного производства: объемно-календарное планирование и производственное прогнозирование, гибкое определение политики производства;
· моделирование эффективных бизнес-процессов и разнообразных параметров производственного процесса;
· увеличение прибыльности за счет сокращения издержек и эффективного сотрудничества с партнерами, в том числе через Internet.
Эффективное управление цепочкой поставок позволяет увеличить доходы за счет поддержания запасов товаров на необходимом для обеспечения спроса уровне, - в результате увеличиваются продажи, снижается необходимость уценки товаров для распродажи запасов. Это приводит также к снижению расходов на транспортировку, хранение товаров, дополнительных трудовых затрат за счет оптимального планирования операционных объектов и запасов.
Правильное управление поставками - это, прежде всего, сэкономленные средства, а значит, возможность дополнительных инвестиций, привлекаемых из оборота самой компании. SCM-системы помогают уменьшить количество оборотных средств, "замороженных" в товарных запасах, и при этом улучшить уровень предоставляемого сервиса. Инструменты прогнозирования спроса и планирования цепочек внутренних и внешних поставок обеспечивают действительно необходимый уровень товарного запаса, учитывают наличие медленно и быстро оборачиваемых товаров, обосновывают рекламную активность, сезонное увеличение/уменьшение спроса, рассчитывают оптимальные сроки поставок и т. д. И, наконец, они позволяют лучше использовать активы производственных предприятий, а также розничных и сетевых сбытовых компаний за счет оптимального планирования и размещения товаров в имеющемся пространстве складов и магазинов.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем суть смещения фокуса при использовании технологий CRM и CSRP?
2. В чем суть технологии CSRP?
|
|
3. Приведите выгоды технологий CRM и CSRP.
4. Какие инструменты включает современная CRM-система?
5. Почему технология CSRP выстраивается на базе ERP-технологий?
6. Что такое SCM-концепция и какие основные принципы лежат в основе ее реализации?
7. Каким образом SCM-подсистема продолжает стандартную ERP-систему во внешнюю среду?
8. За счет чего технологии CRM, CSRP и SCM повышают конкурентоспособность предприятия?