Сущность управленческих решений и их разновидности

Тема 6. Управленческие решения: основные особенности их разработки и принятия

Сущность управленческих решений и их разновидности

Формы подготовки и реализации управленческих решений

Процесс принятия решения

Методы принятия решений

Сущность управленческих решений и их разновидности

Управленческое решение – это деятельность работников (менеджеров) в управляющей системе, которая связанна с нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий в управляемой системе организации;

Управленческое решение – вариант воздействия управляющей системы на управляемую систему организации;

Управленческое решение – организационно-практическая деятельность менеджера в управляемой системе, которая осуществляется по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту.

Субъекты решения - лица, наделенные правом принимать решения или следить за их реализацией (ими могут быть физические лица или представители юридических лиц – директор, главбух).

Объекты решения – исполнители решений.

Одно лицо может быть и субъектом и объектом УР (например, директор разработал систему реструктуризации компании и оставил за собой координацию усилий по ее реализации).

Ключевое понятие теории принятия решений – лицо, принимающее решение (ЛПР). ЛПР является субъектом любого решения и несёт всю полноту ответственности за его по-следствия. Как правило, управленческие решения оформляются документально, и ЛПР подписывает документ, фиксирую-щий решение и содержащий механизм его реализации – например, директор фирмы подписывает приказ.

ЛПР является собирательным понятием. В зависимости от способа принятия решения различают два вида ЛПР:

- индивидуальное – если решение принимается единолично, например руководителем организации;

- групповое – если решение принимается коллегиально, например советом директоров.

Классификацию управленческих решений можно провести по множеству признаков. Приведём, на наш взгляд, наиболее важные из них.

По содержанию различают экономические, политические, технические, социальные, организационные и др. решения. Так, примером экономического решения может являться решение о распределении прибыли компании, а примером социального – о целесообразности открытия собственной столовой для сотрудников.

В зависимости от поля принятия различают решения в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций и т.д. Например, маркетинговое решение может быть связано с выбором каналов сбыта и установкой цен на те или иные виды продукции, а решение в сфере управления персоналом – выбором кандидата на вакантную должность.

В зависимости от характера целей различают стратегические, тактические и оперативные решения.

Стратегические решения связаны с определением целей деятельности организации – они отвечают на вопрос «что делать?». Примеры стратегических решений – выбор товарного рынка, слияние компании с основным поставщиком сырья, развитие собственной структуры для обучения персонала.

Тактические и оперативные решения определяют способы достижения поставленных целей и отвечают на вопрос «как делать?». Примерами тактических решений могут являться выбор конкретного поставщика сырья или составление годовой производственной программы, примерами оперативных решений – распределение работ между исполнителями в пределах конкретной смены или направление определённого сотрудника в командировку.

По продолжительности действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.

В зависимости от уровня управления решения могут приниматься высшим руководством, средним менеджментом или на низшем уровне.

По количеству целей выделяют одноцелевые и многоцелевые решения.

По числу альтернатив различают бинарные («да» или «нет») и многоальтернативные решения.

По количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения, можно выделить индивидуальные и групповые решения.

В зависимости от личностных качеств и характера ЛПР принято различать уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения.

По степени определённости условий реализации различают детерминированные решения (последствия каждой из альтернатив хорошо известны), вероятностные решения (последствия не являются определёнными, но могут быть оценены с помощью случайных величин и законов распределения вероятности) и неопределённые решения (ЛПР вынуждено принимать решение в условиях неполноты или недостоверности информации).

В зависимости от возможности применения стандартных процедур выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные (рутинные, алгоритмические) решения – это результат реализации определённой последовательности действий. Запрограммированные решения эффективны в типовых регулярно повторяющихся ситуациях с небольшим числом альтернатив. Процесс принятия запрограммированного решения может быть зафиксирован в виде инструкции. Примером такого решения является поведение менеджера по работе с клиентами при возврате покупателем товара ненадлежащего качества.

Незапрограммированные (нерутинные, эвристические) решения принимаются в новых или нестандартных ситуациях с большим числом альтернатив, для которых алгоритм решения заранее составить невозможно. Процедура выбора оптимального решения разрабатывается ЛПР в процессе самого выбора. Пример такого решения – совершенствование организационной структуры компании.

На практике немногие управленческие решения являются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде – в большинстве стандартных ситуаций не исключается определённая инициатива ЛПР и, наоборот, в самой сложной ситуации могут быть полезны элементы алгоритмизации на отдельных этапах её решения.

По степени полноты информации выделяют хорошо структурированные и слабоструктурированные решения.

Для хорошо структурированных задач характерны преобладание количественной информации, простота её формализации, наличие полного и четкого описания целей, альтернатив, критериев принятия решения. Пример хорошо структурированной задачи – выбор инвестором лучшего из нескольких инвестиционных проектов, имеющих различную прибыльность, срок окупаемости и т.д.

Для слабоструктурированных задач характерны преобладание неколичественной информации, сложность её формализации, нечёткость описания целей, альтернатив, критериев принятия решения, неопределённость зависимостей между ними. Пример слабоструктурированной задачи – повышение эффективности системы мотивации персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: