Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Классификация методов принятия УР:
1. Аналитические, основаны на работе руководителя с набором аналитических соотношений. Они определяют зависимости между условиями выполнения задачи и ее результатами (в виде формул, графиков, логических соотношений). К аналитическим методам относятся:
а) метод сравнения (оценка по отклонению фактических показателей от плановых, а также выявление причин, последствий и резервов);
б) балансовый метод (анализ взаимосвязей между отдельными подсистемами, частями, функциями, задачами и обеспечение динамичного равновесия);
в) функционально-стоимостной метод (установление набора целесообразных функций объекта, обеспечивающих повышение эффективности на 1 единицу затрат);
г) метод элиминирования (приоритетное выделение действия 1 фактора на результативный показатель при условии действия других факторов);
д) метод цепных подстановок (последовательная замена базисных значений фактора на фактические);
е) индексный;
ж) СВОТ – анализ.
2. Статистические, основаны на использовании информации о прошлом положительном опыте организации, отраслей, стран. В их основе лежит выявление тенденций, закономерностей, взаимосвязей. Применяются на стадии разработки и частично на стадии выбора.
К статистическим методам относятся:
а) корреляционный (отражают наличие, форму, тесноту связей);
б) регрессионный (показывает взаимосвязь в динамике);
в) «динамические ряды» (позволяют выявить тенденции, закономерности, построить тренды и сформировать прогнозы);
г) вероятностно-статистические (предполагают использование вероятностей с математическими методами) и др.
3. Активизирующие. Методы психологической активизации и подключения новых интеллектуальных источников. К ним относятся:
а) методы психологической активизации: «конференция идей», «мозговая атака», «вопросов и ответов»;
б) методы подключения новых интеллектуальных источников (основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированных специалистов): теоретико-игровой метод, метод наставничества, работа с консультантами.
4. Экспертные, основаны на совокупном мнении специалистов в пересекающихся областях деятельности. Применяются при отсутствии норм, статистики, в условиях неопределенности, при среднесрочном и долгосрочном планировании, в условиях дефицита времени, экстремальных условиях.
К экспертным методам относятся:
а) метод экспертных оценок;
б) метод программного прогнозирования;
в) эвристические методы;
г) коллективной генерации идей («мозговая атака»).
5. Методы сценариев, основаны на предвидении вариантов решений и ожидаемых при этом последствий.
К методам сценариев относятся:
а) метод «дерева решений» (основан на анализе графических изображений связей вариантов решений, их результатов и ожидаемой эффективности);
б) метод «прогнозный граф».
6. Имитационные:
а) игровые;
б) неигровые.
7. Экономико-математические:
а) оптимизационные задачи (их назначение – найти оптимальное решение в условиях ограниченных ресурсов. В их основе лежат типовые задачи оптимизации: распределения (н-р, транспортная задача), массового обслуживания (н-р, задача запасов), упорядочения (н-р, составление расписания), замены оборудования, поиска (н-р, задача о диете и производственная задача);
б) экономико-математическое моделирование.
Методы моделирования.