Образовательное законодательство. Болонская конвенция

Особая тема — собственно образовательное законодательство. Речь идет в первую очередь о признании странами дипломов друг друга. Международные соглашения: Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» (1997 год), «Всемирная декларация о высшем образовании для XХI века» (1998 год), Болонская конвенция (1999 год) и множество других — регулируют этот вопрос, но нерешенных проблем очень много. Международное образовательное право само находится в стадии становления.

Остановимся подробнее на Болонской конвенции, поскольку решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с Болонским процессом (Совместное заявление министров образования 29 европейских стран «Пространство европейского высшего образования», Болонья, 19 июня 1999 г.), который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности по созданию общеевропейского пространства высшего образования.

Болонский процесс был инициирован не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю существующих систем высшего образования в условиях общеполитического и экономического формирования единой Европы. При этом предусматривалась не унификация существующих систем образования, а координированное взаимодействие по сближению существующих образовательных стандартов и параметров при условии сохранения высокого уровня качества.

В качестве основным задач, сформулированных в Болонской декларации, особое значение придается введению в действие следующих механизмов осуществления заявленных целей:

- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрение Общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

- переход на двухуровневую систему подготовки – бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate). Доступ ко второму уровню требует успешного завершения первого уровня обучения, продолжительность которого не менее 3 лет. Степень, присуждаемая по окончании первого уровня, должна отвечать требованиям европейского рынка труда как квалификация соответствующего уровня. Второй уровень завершается получением магистерской и /или докторской степени, как это принято во многих европейских странах.

- введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, при условии признания университетами соответствующих образовательных программ.

- содействие мобильности студентов путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.

- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

- содействие европейским воззрениям в области высшего образования в части разработки учебных планов межуниверситетского сотрудничества, построение схем мобильности совместных программ обучения и проведения научных исследований.

На пражской конференции Министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию (Прага, 18-19 мая 2001 г.), при обсуждении вопроса основной повестки дня «Дальнейшее развитие Болонского процесса» были выделены еще 3 новых направления в рамках интеграции национальных систем высшего образования в единое европейское образовательное пространство:

- Обучение в течение всей жизни, необходимое для придания конкурентоспособности европейской системы образования, использования новых технологий, преодоления социального неравенства, предоставления равных возможностей и поддержания высокого уровня жизни.

- Учреждения высшего образования и студенты, в которой необходимо рассматривать университеты, учреждения высшего образования и студентов как равноправных, компетентных и конструктивных партнеров, и это необходимо приветствовать и поддерживать.

- Обеспечение привлекательности европейского пространства высшего образования, важность которого для студентов из Европы и других стран мира состоит в том, что сравнимость европейских образовательных квалификаций с мировыми должна определяться общеизвестными рамками квалификаций, обеспечением качества образования, механизмами аккредитации/ сертификации и единым информационным полем.

На берлинской встрече Министров образования (Берлин, сентябрь 2003 года) Россия официально присоединилась, как и другие 5 стран, к Болонскому процессу. На конференции была обозначена еще одна целевая установка Болонского процесса:

- формирование единого европейского научного пространства.

- обучение на докторском уровне стало рассматриваться как третья ступень (цикл) обучения в системе высшего образования европейских стран.

- наконец, решением последней конференции Министров образования в Норвегии (Берген, 19-20 мая 2005 года) еще 5 стран присоединились к Болонскому процессу, в котором в настоящее время участвуют 45 европейских государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: