Европейская сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education – ENQA)

Создание этой структуры, быстро присоединяющей к себе системы оценки качества образования европейских стран, стало результатом Рекомендации Европейской комиссии (98/561/ЕС) от 24 сентября 1998 г. о европейском сотрудничестве в области гарантии качества в высшем образовании и Болонской декларации.

Европейская сеть была создана в целях содействия развитию европейского сотрудничества в области оценки и гарантии качества высшего образования между всеми участниками этого процесса.

Членство в Сети открыто для агентств по гарантии качества, государственных органов, ответственных за гарантии качества, ассоциаций высшего образования и высших учебных заведений государств – членов Европейского Союза.

По состоянию на 2003 г. членами Сети были около 30 национальных агентств по гарантии качества высшего образования (советы, комиссии, центры и другие структуры по аккредитации) и четыре общеевропейских агентства: Ассоциация европейских университетов (EUA), Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Фонд аккредитации программ подготовки работников международной деловой администрации (FIBAA), Национальные союзы студентов Европы (ESIB).

Созданная под эгидой Европейской комиссии Европейская сеть гарантии качества высшего образования должна стать главной платформой обмена опытом решения проблем качества высшего образования в Европе.

В качестве обязательных принципов для стран-импортеров и стран-экспортеров образования определены следующие:

- обязательная гарантия качества предоставляемых услуг и присуждаемых квалификаций за счет ужесточения систем аккредитации и контроля качества;

- для обеспечения международного признания квалификаций необходимо тесное взаимодействие между национальными агентствами по оценке качества и аккредитации;

- органы власти, ответственные за проведение образовательной, миграционной политики и оказание международной помощи стран ОЭСР, должны поддерживать международное взаимодействие с целью координации профессиональной академической мобильности и регулирования вопросов «утечки мозгов», в интересах и стран-экспортеров и стран-импортеров образовательных услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Экспорт и импорт образования во всем мире переживает период небывалого роста. Международное образование является одним из наиболее быстрорастущих экспортных секторов. Всемирный рынок образования оценивается в 1.5 трлн долларов. При этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а спрос на международное высшее образование равняется 1.8 млн мест. По прогнозам IDP Education Australia к 2025 году спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест, при этом доля высшего образования будет составлять не менее 7.2 млн мест. Дальнейшие прогнозы также говорят, что к 2010 году численность иностранных студентов достигнет: в США 700000, Англии - 350000, Германии - более 320000, Франции, Австралии, Канаде - превысит 250000, Испании - 200000, России - 160000 человек.

2. Экспорт образовательных услуг становится важнейшей высоко прибыльной статьей в структуре общего экспорта страны (в США - 5 место, в Австралии - 6). Обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века.

3. Ориентация на экспорт и получаемые от него значительные финансовые средства и содействуют модернизации систем высшего образования страны школы в целом и самого вуза.

4. Рост числа иностранных студентов является следствием того, что в странах - лидерах экспорт образовательных услуг является одним из важны приоритетов государственной политики.

5. Для реализации государственной политик в странах - лидерах в области экспорта образовательных услуг разрабатываются целевые обще национальные программы (с четко обозначенными целями и задачами, с соответствующим финансовым обеспечением).

6. Во всех странах - лидерах в области экспорта образовательных услуг созданы государственные или негосударственные организации, службы содействия экспорту образовательных услуг и академическому обмену преподавателей и студентов, а в некоторых странах по 2-3 организации: Великобритания - Британский Совет и Совет международного образования, Франция - Edu- France и EGIDE; США - Ассоциация международных деятелей образования; Институт международного образования; IREX; Австралия - ЮР). И хотя часть из них официально называются некоммерческими, благотворительными (Британский Совет), практически все они имеют государственное финансирование (чаще всего со стороны МИД - ДААД, Британский Совет и др.). Общий бюджет 23 организаций, входящих в Ассоциацию академического сотрудничества, - 1 миллиард долларов США. При этих организациях работают мощные службы маркетинга, отделения во многих странах, постоянные представительства.

7. Все большее число ведущих университетов мира в стратегических планах развития ориентируются на транснациональное обучение, подготовку специалистов в условиях глобальной экономики, межкультурной коммуникации, «превращение в международные научно-образовательные комплексы».

8. Работодатели во многих странах Европы все больше внимания при приеме на работу выпускников вузов обращают внимание на опыт учебы, жизни и работы за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте кругозора, навыках общения с представителями разных культур.

9. ВТО включила образование в список услуг, торговля которыми в, случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: