Проблема недостаточной подготовки кадров

Профессиональных энергетиков в России готовят несколько десятков учебных заведений высшего и среднего образования. Но большинство готовящихся в России энергетиков являются электроэнергетиками, а для повышения энергоэффективности в промышленности требуются теплоэнергетики и теплотехнологи, т.к. большинство энергоемких технологических операций в промышленности протекают с проведением теплообменных, массообменных, химических, термодинамических процессов, являющихся профессиональной областью теплотехнологов.

Передача вопросов энергоэффективности профессиональным электроэнергетикам часто приводит к тому, что оборудование работает надежно, но предприятие несет внушительные убытки из-за круглосуточной, а не периодичной, работы энергопотребляющего оборудования, из-за бесконтрольной подачи окислителя на процессы сжигания и по другим причинам.

Если выделять из общей массы выпускников учебных заведений с энергетической специальностью энергетиков, ориентированных на энергосбережение в промышленности, обнаруживается, что специалисты для энергосбережения в промышленности в России практически не готовятся и проблемы низкой энергоэффективности крупных заводов и фабрик остаются не у дел.

 

Проблема лингвистической «пропасти» между профессиональными энергетиками и людьми других специальностей

Энергетика – наукоёмкое направление. Большинство специалистов, проработавших в тесном контакте с энергетиками многие годы, на самом деле, не знают и половину принципов энергетических преобразований, таких как правила Кирхгофа, законы Гюи-Стодоллы, Био-Фурье, уравнение Бернулли и множества других.

Из-за отсутствия конкретных показателей энергоэффективности даже для широко распространенных промышленных процессов и операций анализ энергоэффективности остается трудновыполнимой работой.

Из-за отсутствия закрепленных нормативными документами единых показателей энергоэффективности, незаинтересованности специалистов служб энергоснабжения (первоочередная задача которых обеспечивать надежность снабжения) и отсутствия профессионального «сленга» – разговоры финансистов и энергетиков в России остаются не конструктивными, а факты перерасхода энергии – неучтёнными.

Для оценки эффективности расходования энергетических ресурсов в компаниях специалистам неэнергетического профиля необходимы сравнительные примеры, допустимые нормы, удельные показатели энергоэффективности и другие отправные точки, средства измерения и последующего анализа. Пересмотр показателей и профессиональной терминологии должен пройти под контролем и с непосредственным участием государства.

Проблема низкой культуры ресурсопотребления населения

В России цены на энергоносители, несмотря на ежегодный рост тарифов, остаются довольно низкими по сравнению с ценами в развитых европейских странах.

У граждан ещё на слуху истории, когда топливо служебных машин сливалось в грунт, так как премии водителей были привязаны к объему израсходованного топлива.

Большая часть граждан осознают, что в ближайшие 50 лет нефть и газ в стране не закончатся, поэтому о нехватке энергетических ресурсов, фактически, никто не переживает. Халатное отношение людей к топливу, энергетическим и водным ресурсам России создают значительные перерасходы в промышленности, в административно-офисном секторе, в ЖКХ и в целом по стране, создавая не только колоссальные убытки для экономики, но и нарушая право будущих поколений рождаться в экологичной среде.

Культуру потребления ресурсов следует прививать гражданам с раннего возраста и контролировать на протяжении всей жизни.

Т.к. самыми крупными потребителями ресурсов являются промышленные предприятия, внимание к культуре энергопотребления в промышленности следует уделять в первую очередь.

 

Потенциал энергосбережения

Энергосбережение – это не только финансовые потоки, цель которых – пополнение бюджета России, но и здоровье населения Земли и сохранение природы.

Постоянное развитие мирового сообщества и потребностей людей ведёт к постоянному росту промышленного производства, очевидно, что вопрос энергосбережения будет всё чаще всплывать даже в такой обеспеченной ресурсами стране как Россия. Реалии будущего потребуют от нас новых навыков, поэтому проблемы текущего периода должны быть решены как можно быстрее.

Проблемы энергосбережения у нас накопились немалые и внимание к ним должно быть соответствующее. Определённая работа по повышению энергоэффективности России как государства уже выполнена, но открытых проблем множество, и их острота не оставляет сомнений.

Чтобы соответствовать мировым стандартам энергоэффективности и не иметь отставаний от других стран в будущем – текущие проблемы энергосбережения России необходимо начинать решать уже сегодня.

Для повышения энергоэффективности России и устранения отставания нашего государства от наиболее продвинутых в вопросах рационального потребления ресурсов стран, необходимо расширить круг рассматриваемых в рамках темы энергосбережения вопросов, наконец разделить понятия энергоснабжение и энергосбережение, привлечь все компании на территории страны к работе над анализом собственной энергоэффективности и начать мотивировать организации и граждан на сознательное использование подаренных нашей Родиной ресурсов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1) Определите содержание понятий энергосбережение, энергопотребление, энергоэффективность?

2) Дайте характеристику основным проблемам энергообеспечения и способов их преодоления.

 

Лекция 4. ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ

План лекции:

Основные понятия и определения технической термодинамики

Внутренняя энергия, работа расширения, первый закон термодинамики

3. Теплоемкость, энтальпия и энтропия. второй закон термодинамики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: