Ограниченные усилия (1 балл)

Учащийся:

· доводит до конца незначительное количество заданий;

· нуждается в большом количестве напоминаний, чтобы продолжать выполнение задания, редко мотивирован;

· часть заданий может не сдать или сдает с опозданием;

· редко слушает внимательно, практически не участвует в совместной работе группы, класса, коллективных обсуждениях.

 

Непоследовательные усилия (2 балла)

Учащийся:

· обладает мотивацией для выполнения большей части заданий, однако работу не доводит до конца;

· нуждается в напоминаниях, чтобы не отвлекаться;

· иногда слушает внимательно и участвует в обсуждениях и работе в группе.

 

Компетентные усилия (3 балла)

Учащийся:

· обычно мотивирован и не отвлекается;

· вовремя заканчивает и сдает задания;

· обычно слушает внимательно, участвует в коллективных обсуждениях, выполняет совместные проекты в группах.

 

Значительные усилия (4 балла)

Учащийся:

· обладает самомотивацией;

· с желанием выполняет задания;

· часто просит дополнительные задания;

· почти всегда внимательно слушает, участвует в обсуждениях и совместной работе.

Исключительные усилия (5 баллов)

Учащийся:

· сам управляет своей деятельностью;

· ищет новые задания;

· выполняет задание с энтузиазмом;

· внимательно слушает;

· с желанием участвует в обсуждениях и работе;

· способствует эффективному взаимодействию в учебной группе;

· берет на себя ответственность за дальнейший личностный и академический рост.

 

Текущее оценивание

Результаты наблюдений за учащимися должны фиксироваться учителем. Наиболее удачная форма для записей – таблица. Она может иметь следующую форму:

 

Имя Татьяна          
Дата 10.12.2006          
Результаты наблюдений            

 

В конце недели или периода наблюдения сделайте копию таблицы, вырежьте каждый квадратик и приложите его к индивидуальной карте недельных наблюдений каждого ребенка.

 

Самооценка

 

Самооценка учеников – это важная часть реальной оценки. Она позволяет учащимся критически отнестись к своим успехам, взять на себя контроль над процессом обучения и его результатом, а также ответственность за них.

Дневники, заметки об успехах учеников, учебные журналы, табели, ведомости, письменные размышления учеников об их собственной работе помогают учителю следить за прогрессом детей. Для стимулирования процесса самооценки следует задать каждому ученику ряд вопросов и обязательно записать ответы на них.

· Какие навыки тебе удалось усовершенствовать в прошлом году?

· Что ты умеешь очень хорошо?

· Что можешь улучшить?

· Над чем ты бы хотел поработать в этом году?

· Чему надеешься научиться в этом году?

Можно предложить ребятам заполнить «Лист самоанализа планов и интересов» в начале и в конце учебного года, а для самооценки конкретных работ – ответить на вопросы «Листа самооценки» (Приложение 3).

 

Беседа как один из методов оценки

 

Беседа учителя с учеником предоставляет им обоим возможность обсудить конкретную тему: прочитанную книгу, написанное сочинение или текущую работу ученика. Разговор нужно вести в доверительной и спокойной манере, чтобы ученик не чувствовал себя скованным и был готов поделиться своими мыслями.

Беседа – один из важнейших методов реальной оценки, поскольку она позволяет дополнить информацию:

· об уровне понимания учеником дисциплин учебного плана;

· об интересах и увлечениях;

· о тех областях, в которых ученику требуется помощь;

· об эффективности методов, применяемых учителем;

· о том, чему ученик хочет обучаться в дальнейшем.

Содержание беседы фиксируется (Приложение 4).

 

Родители не всегда могут ознакомиться с портфолио своего ребенка в школе. В таких случаях можно выслать им копию «портфеля» для ознакомления и предложить поделиться свои впечатлениями, высказать свое мнение. Ответ родителей в виде заполненной анкеты подшивается и является подтверждением эффективности общения учителя с семьей (Приложение 5).

 

 

Литература

 

1. Десятибалльная система. Безотметочное обучение. – Мн., 2003.

2. Джасмин, Дж. Оценивание «портфеля» в классах, работающих в рамках цельноязыкового подхода. – Халтингтон-Бич, 1992.

3. Перроун, В. Расширяя оценивание учащихся. – Александрия, 1991.

4. Уолш, К. Создание классов, ориентированных на 8-,9- и 10-летних детей. – Мн., 2002.

5. Юдина, И. Портфолио ученика средней школы. – Волгоград, 2006.


Приложение 1

 

 

Наименование образовательного учреждения

 


ПОРТФОЛИО

 

 

Фамилия_________________________________

Имя_____________________________________

Отчество_________________________________

Дата рождения____________________________

Район____________________________________

Школа___________________________________

Класс____________________________________

 

Период, за который представлены документы и материалы:

с «____»__________________200__г.

по «___»__________________200__г.


Приложение 2


Контрольная таблица развития умений

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

 

Умения, навыки   П И Р

На письме ученик употребляет правильно:

 

начальные согласные      
конечные согласные      
сочетания согласных      
окончания слов      

Ученик знает знаки препинания:

 

точку      
вопросительный знак      
восклицательный знак      
кавычки      

При письме ученик правильно употребляет:

 

знаки препинания      
заглавные буквы      

Ученик может выстроить последовательность событий в рассказе:

 

устно      
на письме      

Ученик может классифицировать предметы по:

 

размеру      
цвету      
другим признакам      

 

 



Контрольная таблица развития навыка слушания

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

Умения, навыки   П И Р
Ученик смотрит в глаза говорящему      
Ученик заинтересованно слушает      
Ученик поворачивается в сторону говорящего      

Ученик слушает и понимает:

одно задание      
два задания      
три и более заданий      

Ученик может следить за ходом разговора, беседы:

один на один      
при участии всего класса      

 



Контрольная таблица развития речевых навыков

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

 

Умения, навыки   П И Р

Ученик пользуется экспрессивной речью для:

 

сравнения и противопоставления      
выстраивания последовательности событий      
обозначения предметов      
выделения важного      
изложения своих планов, выводов      
рассказа о собственном опыте      

Ученик может:

 

самостоятельно начать разговор      
ждать, пока не появится возможность рассказать о своем      
выразить несогласие, не нарушая ход разговора      
запросить пояснения      
развить мысль      
адекватно отреагировать      
держать в уме мысль, пока ожидает своей очереди для высказывания      
не отклоняться от темы      

Ученик может правильно произносить:

 

звуки      
слова      

 



Контрольная таблица развития навыков чтения

Дата:

Имя:

Условные обозначения:

П = постоянно

И = иногда

Р = редко

 

Умения, навыки   П И Р
Проявляет интерес к чтению      
При возможности выбора вида занятий выбирает чтение      
Как читатель проявляет уверенность      
Имеет любимые книги      
Может рассуждать о книге      
Высказывает предположения по поводу последующих событий в рассказе      
Задает вопросы      
Рассказывает об идеях, которые появились у него по прочтении рассказа      
Помнит картинки (рисунки), текст и использует их для подкрепления и объяснения своих идей      

Может пересказать рассказ:

 

от начала до конца      
с соблюдением последовательности основных событий      
детально      

Может рассказать о:

 

героях      
месте и времени действия      
событиях      
кульминации событий      
проблеме      
решении проблемы      

 

Примечание. Учитель дополняет таблицы необходимыми позициями самостоятельно.

 


Приложение 3

 


Лист самоанализа планов и интересов

(на начало учебного года)

 

1. Дата_________________________________________________________

2. Фамилия_____________________________________________________

3. Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В будущем (через 5–10 лет) я хотел бы добиться

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мне интересны предметы

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. У меня есть следующие способности и личностные качества, знания и умения, чтобы добиться высоких результатов по интересующим меня предметам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Для успешного обучения мне не хватает

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Мои образовательные планы на текущий  учебный год

 

  Чего хочу добиться? Что собираюсь для этого сделать? Результат
К концу года      
В 1-ой четверти      
Во 2-ой четверти      
В 3-ей четверти      
В 4-ой четверти      

 



Лист самоанализа планов и интересов

(на конец учебного года)

 

1. Итоги прошедшего учебного года

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Из запланированного мне удалось выполнить

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Невыполненным оказалось

_______________________________________________________________________________________________________________________________,потому что

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В результате изучения предметов

________________________________________________________________________________________________________________________________

для меня стало важным

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В этом учебном году для меня самым значительным и запоминающимся было

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мои представления о себе за прошедший год изменились

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Примечание. Листы самоанализа заполняются в начале сентября и конце мая в классе самостоятельно (для учащихся 1-2 классов – с помощью учителя) или дома.

 

Лист самооценки

Дата:

Имя:

 

1. Мне нравится моя работа?

2. Я могу работать лучше?

3. Я использовал различные идеи?

4. Я нуждался в помощи?

5. Я еще что-либо могу сделать по этой теме?

6. Я покажу остальным эту работу и расскажу о ней?

 

Приложение 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: