Ведение полевых записей

 

Результаты работы студента на полевой практике во многом зависят от качества его записей. Студент дол­жен взять себе за правило записывать все, что он ви­дит на экскурсии. Нельзя надеяться на то, что «очень простое» запомнится само собой. Иногда незначитель­ное на первый взгляд явление при обобщении результа­тов работы приобретает решающее значение. Поэтому нужно все очень подробно записывать, не упуская ни­каких мелочей. Для записей во время экскурсий или во время наблюдений над отдельными видами животных удобнее всего иметь карманную записную книжку. Записи в ней лучше делать простым карандашом, поскольку чернила расплываются от сырости.

На каждой экскурсии запись должна начинаться с даты, краткого описания погоды и места экскурсии. Очень важно отмечать погодные условия, так как они во многом определяют количественную сторону зоологических сборов. В дождливую погоду попадается значительно меньше видов животных, чем в хорошую, солнечную. Место экскурсии должно быть описано примерно в таком плане: состав растительности, густота травостоя (древостоя, если это лес), рельеф. Иногда необходимо остановится и на характере почвы. После этого следует уже конкретно записывать, где и какие животные найдены и что при этом наблюдалось. В этой же записной книжке следует давать условные обозначения (или порядковые номера) неизвестным собранным видам, описание их окраски и т.д. После наблюдений или экспериментов записываются предварительные выводы.

Записная полевая книжка – личный дневник студента, предъявлять ее на зачете не обязательно, но она служит черновиком при оформлении дневника полевой практики, предъявляемого преподавателю. 

 

Требования, предъявляемые при зачете по полевой практике

 

1. Уметь отличать по габитусу и по основным морфологическим признакам насекомых примерно следующих отрядов и семейств:

 

Отряд жуки

сем. жужелицы,                                         сем. вертячки,

сем. щелкуны,                                           сем. мертвоеды,

сем. усачи,                                                 сем. мягкотелки,

сем. хрущи,                                                сем. божьи коровки,

сем. плавунцы,                                          сем. листоеды,

сем. плавунчики,                                      сем. долгоносики.

 

Отряд перепончатокрылые

сем. настоящие пилильщики,                сем. складчатокрылые осы

сем. наездники,                                       сем. муравьи.

 

Отряд двукрылые

сем. долгоножки,                                    сем. ктыри,  

сем. комары,                                            сем. журчалки,

сем. слепни,                                             сем. настоящие мухи,

сем. ежемухи,                                           сем. львинки.

 

Отряд полужесткокрылые

сем. щитники,                                         сем. плавты,

сем. краевики,                                        сем. гладыши,

сем. водомерки,                                      сем. гребляки,

сем. водяные скорпионы                       сем. слепняки.

 

Отряд прямокрылые

сем. саранчовые,                                    сем. кузнечиковые.

 

Отряд чешуекрылые

сем. белянки,                                          сем. бражники,

сем. голубянки,                                      сем. совки,

сем. нимфалиды                                     сем. пяденицы,

сем. бархатницы.

 

Кроме этих основных отрядов и семейств, необходимо научиться различать представителей следующих отрядов:

                         

отряд стрекозы,                                  отряд равнокрылые хоботные,

отряд поденки,                                   отряд сетчатокрылые,

отряд уховертки,                                отряд ручейники,

отряд трипсы,                                     отряд скорпионовые мухи.

 

2. Уметь различать по морфологическим признакам и габитусу личинок насекомых следующих семейств и отрядов:

· личинок трех типов стрекоз (коромысло, дедка, лютка), личинок поденок, ручейников;

· личинок жуков: жужелиц, щелкунов, усачей, хрущей, плавунцов, божьих коровок, долгоносиков, листоедов;

· личинок перепончатокрылых: пилильщиков, пчелиных, муравьев;

· гусениц бабочек;

· личинок двукрылых: долгоножек, львинок, журчалок, комаров.

3. Уметь определять следующие типы повреждений: галлы (тлевые, орехотворок, галлиц, клещевые), погрызы, скелетирование, минирование, повреждения, вызванные сосущими формами.

4. Знать часто встречающиеся виды многоножек: литобиус, геофил, кивсяк.

5. Уметь различать раковины следующих моллюсков: беззубки, перловицы, шаровки, прудовика, катушки, лужанки.

6. Овладеть методикой сбора насекомых и других беспозвоночных животных.

7. Овладеть методикой коллекционирования.

8. Овладеть методикой определения насекомых до вида по книге «Определитель насекомых» Н.Н. Плавильщикова и «Определитель насекомых европейской части СССР» Мамаева Б.М., Медведева Л.Н., Правдина Ф.Н.

9. Проявить понимание закономерностей формирования зоокомплексов и знание видового состава изученных биотопов.

10.  От студента потребуется знание условий жизни и циклов развития основных видов насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений, паразитов человека и сельскохозяйственных животных, сроков и мер борьбы с ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: