Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи
Основные термины и понятия: мечеть, паломничество (хадж), Кааба Черный камень
Средства наглядности: изображение мечети (внешний вид), внутреннего убранства мечети, виды города Мекки
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся
2.Проверка домашнего задания.
3.Запись темы урока в тетрадь
4.Актуализация знаний учащихся:
Что такое мечеть? При изучении каких тем упоминалось о мечетях?
5. Чтение параграфа «Хадж – паломничество в Мекку»
-Работа с основными понятиями: хадж,
-Перескажите предание о пророке Ибрахиме, Хаджар и их сыне Исмаиле
-Ответьте на вопросы:
Для чего мусульмане приезжают в Мекку?
Как проходит хадж?
6.Закрепление основных понятий
Внеурочная деятельность по теме урока: проведение экскурсии или заочной экскурсии в мечеть.
7. Домашнее задание: поговорите с родителями на тему «Как празднуют мусульмане Курбан-байрам? Что значит для мусульман этот праздник?»
|
|
Внеурочная деятельность по теме урока
Урок 15. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи
Основные термины и понятия: летоисчисление, лунный календарь
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся
2.Проверка домашнего задания.
3.Запись темы урока в тетрадь
4. Прочитайте фрагмент параграф учебного пособия «Хиджра», где говорится о мусульманском летосчислении и календаре.
Ответьте на вопросы:
С какого времени начинается летоисчисление в исламе?
Как мусульмане определяют начало нового месяца?
Сколько дней и месяцев в мусульманском календаре?
5.Закрепление основных понятий
6. Домашняя работа: подготовьте ответ на вопрос: «Какой календарь называют григорианским, какой мусульманским? В чем их различия?» подготовьте вместе с родителями творческую работу по одной из изученных тем: сообщение, рассказ и т.д.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов.
5 класс, первая четверть (17 часов)
Урок 18. Ислам в России.
Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с географической картой России.
Основные термины и понятия:исламизация, адаты.
Средства наглядности: географическая карта Российской Федерации, изображения (фотографии, рисунки) представителей народов, исповедующих ислам.
|
|
Ход урока
1.Организация деятельности учащихся
2.Проверка домашнего задания.
3.Запись темы урока в тетрадь
4. Чтение и анализ текста параграфа «Ислам в России»
-работа с понятиями:
Исламизация – распространение ислама;
Адаты – доисламские обычаи.
5.Слово учителя: Для того чтобы жить в мире и согласии с представителями разных культур, надо хорошо знать, понимать и уважать обычаи, которые приняты в этих культурах.
Так, у мусульман существуют свои обычаи приветствия, о которых должен знать тот, кто приходит в дом к мусульманину.
У мусульман принято приветствовать словами «Ас-саляму ‘аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «Ас-саляму ‘аляйкум»). Приветствует вновь вошедший или подошедший. Перевод этого приветствия звучит как «Мир тебе, Милость и Благость Аллаха». На это приветствие отвечают словами «Уа ‘аляйкум ас-саллям уа рахматуллахи уа баракатух» (сокращенно «уа ‘аляйкум ас-саллям»). В переводе означает «И тебе желаю Мира, Милости и Благости Аллаха». Принято здороваться обеими руками. Это считается знаком большого уважения.
Женщин приветствуют только словами. Руку женщинам давать нельзя. Это может быть истолковано как оскорбление женщины.
Вопросы для обсуждения:
Какой народ, проживающий на территории России, первым принял ислам?
Какие народы современной России исповедую ислам?
Сколько в нашей стране живет людей, исповедующих ислам?
Как вы понимаете слова «Ислам определил правила жизни, поведения людей, законы, обряды и культуру мусульман»?
Закончите предложения и запишите их в тетрадь:
….лет существует ислам в России.
….. – эти российские народы исповедуют ислам.
Выражение «гибкая религия» означает …
5.Домашнее задание: Посмотрите на географическую карту России. Найдите на ней районы, где проживают народы, исповедующие ислам.
Составить хронологическую карту истории ислама в России.
Урок 19. Семья в исламе.
Виды и формы деятельности учащихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи
Основные термины и понятия: семья
Ход урока
1Организация деятельности учащихся
2.Проверка домашнего задания.
3.Запись темы урока в тетрадь
4. Чтение и обсуждение параграфа пособия «Семья в исламе»
Вопросы для обсуждения и задания:
Как относятся мусульмане к семье?
Как распределяются обязанности в мусульманской семье?
Как вы понимаете высказывание «семья – это труд».
Объясните на примерах из жизни вашей семьи, что значит быть: уступчивым, терпеливым, заботливым.
Раскройте смысл пословиц мусульман Кавказа ««Красота – до вечера, доброта – до смерти».
5. Домашнее задание: вместе с родителями составьте расчет расходов семьи на месяц и подсчитайте, сколько надо заработать мужу, чтобы обеспечить эти расходы. Составьте устный рассказ, в котором опишите, что в течение дня делает для семьи ваша мама или родная тетя.