Южное направление внешней политики исчерпало себя. Война со Швецией за Балтику становилась неизбежной быстрыми темпами создавалась новая армия, флот были заключены союзы с Польшей флот были заключены союзы с Польшей, Саксонией и Данией против Швеции. Ценой больших усилий удалось заключить мир с Турцией на 30 лет, что дало возможность избежать войны на два фронта. В августе 1700г. Россия объявила войну Швеции. Начало военных действий оказалось неудачным для России и ее союзников.
В ноябре 1700 г. русское войско потерпело крупное поражение под Нарвой. Неудача лишь удвоила энергию Петра: необходимые преобразования в экономической и военной сферах пошли быстрыми темпами.
Уже через год русские войска одержали ряд побед над шведами и вышли на берег Балтийского флота. В 1703 г. у впадения реки Невы в Финский залив был основан город Санкт-Петербург, ставший с 1712 г. новой столицей страны.
Глава V. Преобразования в культуре и быте.
Проводимые реформы не имели разработанного систематического плана. Хорошо просматривалась основная идея – преодоление отсталости России во всех областях, в том числе культуре. В короткие сроки произошли значительные сдвиги в науке, литературе, исскустве, просвещении. Главнейшей задачей реформ – распространение знаний. Создается сеть учебных заведений, нацеленных на техническое образование. В 1701 г. в Москве открылась школа математических и навигационных наук, где изучались арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация и астрономия. Одновременно в Москве была основана Артиллерийская школа. Позже навигацские школы были открыты в Новгороде, Нарве и Ревеле. В 1712 г. в Москве начались занятия в инженерной школе. Помимо военной, начинается и профессиональная гражданская подготовка в московской медицинской школе, в технической школе на Петровском заводе в Карелии, где обучались мастера для казенных металлургических заводов. При посольском приказе открылась школа для обучения иностранным языкам. Школа канцелярских служащих учила «подьячих их делу».
|
|
Кроме профессионального образования, решалась задача расширенного общего просвещения. В 1714 г. в губерниях была основана сеть начального обучения – «цифирных школ» для детей всех сословий.
Одной из трудных задач было снабжение школ учебными пособиями. В большинстве учебники просто переводились с иностранных языков, но вскоре появились и отечественные учебные пособия. Для облегчения чтения был введен упрощенный гражданский шрифт.
Начало промышленного производства сопровождалось подъемом естественных наук. Географы изучали Каспийское и Аральское моря. В 1720 г. в Сибирь была отправлена первая научная экспедиция Д.Г. Мессершмидта. Поиски полезных ископаемых увенчались открытиями залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка, нефти в Поволжье. Особенно успешно велось изучение богатств Урала и Сибири. Это дало возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди, серебра и других металлов.
|
|
Большим культурным значением стало появление в 1702-1703 г. первой в России печатной газеты «Ведомости». Бурное развитие в начале 18 века переживала архитектура. Это было связано со строительством Петербурга и оформлением архитектурных ансамблей пригородов новой столицы – Петергофа, Царского села. Преобладало гражданское строительство. Появился новый тип зданий – административного. Промышленного и культурно – просветительного назначения.
Активная политика России придала чрезвычайную значимость вопросам отечественной истории.
Значительно изменилась сфера быта. Петру хотелось, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев. Был принят указ о запрещении носить длиннополое платье, запрещены были бороды. Смотрины были заменены обручением. Была введена новая форма публичного общения – ассамблея, бал или собрание высшего света. На них наряду со знатью присутствовали дворяне, купцы, мещане. Ломалась сословная разница.
Заключение
Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия
перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую
стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества
оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты
замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается
прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются.
Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его
императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних
сферах.
Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в
государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-
представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая
система органов, наполненных чиновниками-дворянами.
В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное
развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по
систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения
подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы
– военно-уголовный, процессуальный.
Но говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну
особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело
к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные
процессы.