Глава IV. Внешняя политика

Южное направление внешней политики исчерпало себя. Война со Швецией за Балтику становилась неизбежной быстрыми темпами создавалась новая армия, флот были заключены союзы с Польшей флот были заключены союзы с Польшей, Саксонией и Данией против Швеции. Ценой больших усилий удалось заключить мир с Турцией на 30 лет, что дало возможность избежать войны на два фронта. В августе 1700г. Россия объявила войну Швеции. Начало военных действий оказалось неудачным для России и ее союзников.

В ноябре 1700 г. русское войско потерпело крупное поражение под Нарвой. Неудача лишь удвоила энергию Петра: необходимые преобразования в экономической и военной сферах пошли быстрыми темпами.

Уже через год русские войска одержали ряд побед над шведами и вышли на берег Балтийского флота. В 1703 г. у впадения реки Невы в Финский залив был основан город Санкт-Петербург, ставший с 1712 г. новой столицей страны.

Глава V. Преобразования в культуре и быте.

Проводимые реформы не имели разработанного систематического плана. Хорошо просматривалась основная идея – преодоление отсталости России во всех областях, в том числе культуре. В короткие сроки произошли значительные сдвиги в науке, литературе, исскустве, просвещении. Главнейшей задачей реформ – распространение знаний. Создается сеть учебных заведений, нацеленных на техническое образование. В 1701 г. в Москве открылась школа математических и навигационных наук, где изучались арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация и астрономия. Одновременно в Москве была основана Артиллерийская школа. Позже навигацские школы были открыты в Новгороде, Нарве и Ревеле. В 1712 г. в Москве начались занятия в инженерной школе. Помимо военной, начинается и профессиональная гражданская подготовка в московской медицинской школе, в технической школе на Петровском заводе в Карелии, где обучались мастера для казенных металлургических заводов. При посольском приказе открылась школа для обучения иностранным языкам. Школа канцелярских служащих учила «подьячих их делу».

Кроме профессионального образования, решалась задача расширенного общего просвещения. В 1714 г. в губерниях была основана сеть начального обучения – «цифирных школ» для детей всех сословий.

 Одной из трудных задач было снабжение школ учебными пособиями. В большинстве учебники просто переводились с иностранных языков, но вскоре появились и отечественные учебные пособия. Для облегчения чтения был введен упрощенный гражданский шрифт.

Начало промышленного производства сопровождалось подъемом естественных наук. Географы изучали Каспийское и Аральское моря. В 1720 г. в Сибирь была отправлена первая научная экспедиция Д.Г. Мессершмидта. Поиски полезных ископаемых увенчались открытиями залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка, нефти в Поволжье. Особенно успешно велось изучение богатств Урала и Сибири. Это дало возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди, серебра и других металлов.

Большим культурным значением стало появление в 1702-1703 г. первой в России печатной газеты «Ведомости». Бурное развитие в начале 18 века переживала архитектура. Это было связано со строительством Петербурга и оформлением архитектурных ансамблей пригородов новой столицы – Петергофа, Царского села. Преобладало гражданское строительство. Появился новый тип зданий – административного. Промышленного и культурно – просветительного назначения.

Активная политика России придала чрезвычайную значимость вопросам отечественной истории.

 Значительно изменилась сфера быта. Петру хотелось, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев. Был принят указ о запрещении носить длиннополое платье, запрещены были бороды. Смотрины были заменены обручением. Была введена новая форма публичного общения – ассамблея, бал или собрание высшего света. На них наряду со знатью присутствовали дворяне, купцы, мещане. Ломалась сословная разница.

 

Заключение

Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия

 

перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую

 

стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества

 

оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты

 

замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается

 

прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются.

 

Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его

 

императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних

 

сферах.

 

Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в

 

государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-

 

представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая

 

система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

 

В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное

 

развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по

 

систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения

 

подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы

 

– военно-уголовный, процессуальный.

 

Но говоря о становлении абсолютизма в России, нельзя не заметить одну

 

особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело

 

к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные

 

процессы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: