процессов дошкольников
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И. В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
|
|
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.
Основная задача в умственном воспитании — образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.
Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.
Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.
|
|
Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. "В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.) Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов; он знакомится с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает.
Согласно новейшим исследованиям, ощущения и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов, их особенностей. Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их, - вторую сигнальную систему. С первой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение предметов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвлечённое мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэтому не может быть мышления без ощущений, восприятий и конкретных представлений.
Чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами одного процесса. Взаимоотношение чувственного и рационального познания на разных ступенях развития имеет различный характер.
Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И.П.Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т.д. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на органы его чувств. Так, малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, запах, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.
|
|
И.М Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия - предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как внешние чувства управляют рассудочной работой.
В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в детский сад они воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх подмечают свойства воды (холодная, тёплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева и пр.). Во время ухода за различными животными дети подмечают их движения, некоторые повадки и т. д.
Общаясь с природой, ребёнок воспринимает её. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Отсюда следует, что для ознакомления ребёнка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.
Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие - первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.
|
|
Формирование представлений детей и обогащение их словаря идёт одновременно. Развитие восприятий осуществляется от нерасчленённых впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.
Понятия - это результат аналитико-синтетической деятельности мозга. Они образуются в результате неоднократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражение их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в деятельности - игре и труде детей.
Понятия развиваются в сознании детей правильно тогда, когда они исходят из восприятий, полученных чувственным путём. Образование понятий - длительный процесс.
Развивать анализаторы ребёнка - значит обучать его действиям обследования предметов, которые в психологии называют перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (шершавая или гладкая); сжимает, чтобы определит твёрдость и т.п. Обобщённые способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов, являющихся важнейшим составляющим процессом в обучении детей.
Чем выше их уровень развития, тем богаче возможности познавательной активности окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Одно из главных средств развития дошкольников - ознакомление детей с природой. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определённый объём знаний о предметах, явлениях неживой природы, воспитание интереса и любви к ней.
В каждой возрастной группе осуществляются определённые программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребёнком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты, группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к 4-ём годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.
К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что ознакомление с природой как познавательный процесс и учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания дошкольников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы данного курса. Дошкольники получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие дошкольников в труде.
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Постепенно природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе дети знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной.
Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у дошкольников научного мировоззрения; экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание. Задачи, всестороннего воспитания: привить дошкольникам навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями. Сообщая детям элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, воспитатель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека.
Содержание и задачи программы по ознакомлению дошкольников с природой. Формы и приёмы организации деятельности дошкольников в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы.
Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников не только воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения, но и развивают умственную активность детей.
На занятиях, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель.
Существуют разнообразные средства (формы, методы, приёмы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач, - единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя.
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приёмы.
Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд, Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения — обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растении остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.
Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки "растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.
Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.
Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.
Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.
В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая,— летом и осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.
Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5—7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.
Перед детьми 5—7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.
Задачи, которые решаются в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовительная к школе группы): учить:
- Находить предмет с помощью одного анализатора
(на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи
требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.
- Описывать предметы и находить их по описанию.
Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
- Находить целое по части и часть по целому.
- Составлять целое из частей.
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения (животного), например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.
- Группировать предметы по месту произрастания растений и обитанию животных.
- Устанавливать последовательность стадий развития
растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить, дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растения.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
Название растений. Дети должны знать и оперировать 8 —10 названиями комнатных растений (в каждой
группе усваиваются 2 —3 названия).
Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».
Части растений:
стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;
листья; определять форму — круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску — оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полоса-тость); величину — использовать в определении более точные градации; мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа — гладкий, ворсистый («в волосках»), блестящий — не блестящий; плотность и толщину листьев;
цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
4. Происхождение (родина) некоторых растений,
зависимость внешнего вида от места произрастания
(кактус и др.).
Программа по ознакомлению с природой определяет также объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы:
а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения);
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению представлений о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой — наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение — важнейший метод познания животного мира — характеризуют следующие особенности: а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, что позволяет увидеть его проявления, поведение в обычных для него (или близких к естественным) условиях; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно предоставляет возможность непосредственного общения с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований к его организации и проведению:
необходимо заранее определить место наблюдения, найти
типичную для того или иного животного среду обитания;
наблюдение не должно причинить вреда животному (привести
к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
в процессе наблюдения нужно учитывать особенности
конкретного представителя животного мира (размер, характер
движения, возможность или невозможность общения). Это является
основанием для планирования индивидуальных, групповых или
фронтальных наблюдений;
— направленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь основные линии наблюдения, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога—решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
младший дошкольный возраст — наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
средний дошкольный возраст — наблюдение за козой, козлятами во время прогулки, экскурсия в свинарник, рассматривание щенка, кролика (на занятии);
старший дошкольный возраст — рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например из рассказов воспитателя или проводимые им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово — все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на формирование представлений и умственное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумать содержание и последовательность вопросов к детям, дать точные указания, как выполнять то или иное задание, четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии, определить место обобщений, выводов, указаний.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
К рассказу педагога предъявляют следующие требования:
- содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
- материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста;
- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного; его повадках, приспособлении к условиям жизни.
Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе — залог доброго отношения к живым существам. Среди разнообразных сведений есть такие, которые в наибольшей степени необходимы для воспитания правильного отношения: это — знание полезности животных, необходимости их охраны. Именно этот материал и должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.
В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями как живой, так и неживой природы, которые при правильно сформулированном требовании, при хорошо поставленном руководстве со сторон воспитателя могут представлять элементы опытных наблюдений:
n с небесными светилами (солнцем, луной, звёздами);
n с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, местом нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года);
n с водой - изменением её состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней);
n с твёрдыми телами (песок, глина, камни), их свойствами;
n с воздухом, его движением, направлением и силой ветра;
n с электрическими и световыми явлениями (гроза - гром, молния, радуга, форма и расположение цветовых полос);
Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно наше объяснение наблюдаемых явлений.
При проведении опытов мы приближаем явление к ребёнку, наглядно показываем и раскрываем его суть. Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов: опускают в таз с водой поочерёдно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.
Многие предметы, вещества (вода, песок и пр.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).
Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега - в воду; опыты с песком и глиной, с воском.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приёмам ухода за растениями, которые обеспечивают им хороший рост.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит основой для последующих знаний о природном мире, а также способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников.