Природа как средство воспитания психических

     процессов дошкольников

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глу­бокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует форми­рованию характера и интересов. В этом убеждают биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И. В. Ми­чурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и вос­питании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действитель­ность, приводит нередко к образованию у них различных пред­рассудков и суеверий. Неправильные представления часто слу­жат причиной недоброжелательного отношения детей к живот­ным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся непра­вильные представления значительно труднее, чем образовать но­вые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в до­школьном возрасте получили верные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления при­роды, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умствен­ного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

 Основная задача в умственном воспитании — образо­вание у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.

Неотъемлемая часть умственного воспитания — сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является осно­вой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с разви­тием их познавательных способностей, сенсорного ап­парата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательно­сти, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить де­тей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объ­яснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причин­ных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развити­ем и является существенным условием «готовности детей к обу­чению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. По­казывая детям, что и как надо наблюдать у животных и расте­ний, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отно­шение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ре­бенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

 В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. "В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И. П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот реф­лекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении по­ставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.) Данные исследований пос­ледних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и уста­навливать связи между строением отдельных органов и условия­ми жизни растений и животных.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов; он знакомится с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает.

Согласно новейшим исследованиям, ощущения и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов, их особенностей. Раздражения, получаемые человеком от воздействия предметов и явлений природы, составляют первую сигнальную систему, а слова, обозначающие их, - вторую сигнальную систему. С первой сигнальной системой связана чувственная сторона процесса познания; она включает в себя непосредственное отражение предметов и явлений внешнего мира в форме ощущений, восприятий и представлений. Со второй сигнальной системой связано отвлечённое мышление. Вторая сигнальная система осуществляет связь с внешним миром только через первую сигнальную систему, поэтому не может быть мышления без ощущений, восприятий и конкретных представлений.

Чувственное и рациональное познание являются двумя сторонами одного процесса. Взаимоотношение чувственного и рационального познания на разных ступенях развития имеет различный характер.

Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств. И.П.Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т.д. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на органы его чувств. Так, малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, запах, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

И.М Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия - предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как внешние чувства управляют рассудочной работой.

В домашнем быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Например, по дороге в детский сад они воспринимают состояние погоды (холодно, тепло, жарко, сыро). Во время мытья рук, при купании, в играх подмечают свойства воды (холодная, тёплая, разливается, в ней тонут камешки, плавают кусочки дерева и пр.). Во время ухода за различными животными дети подмечают их движения, некоторые повадки и т. д.

Общаясь с природой, ребёнок воспринимает её. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Отсюда следует, что для ознакомления ребёнка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующим словом. Надо всегда помнить, что чувственное восприятие - первоисточник всех знаний о природе, а верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.

Формирование представлений детей и обогащение их словаря идёт одновременно. Развитие восприятий осуществляется от нерасчленённых впечатлений к обобщениям на основе соответствующего выделения и связывания качеств и свойств предметов и явлений. В каждом представлении есть момент обобщения.

Понятия - это результат аналитико-синтетической деятельности мозга. Они образуются в результате неоднократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражение их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в деятельности - игре и труде детей.

Понятия развиваются в сознании детей правильно тогда, когда они исходят из восприятий, полученных чувственным путём. Образование понятий - длительный процесс.

 Развивать анализаторы ребёнка - значит обучать его действиям обследования предметов, которые в психологии называют перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (шершавая или гладкая); сжимает, чтобы определит твёрдость и т.п. Обобщённые способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов, являющихся важнейшим составляющим процессом в обучении детей.

Чем выше их уровень развития, тем богаче возможности познавательной активности окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Одно из главных средств развития дошкольников - ознакомление детей с природой. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определённый объём знаний о предметах, явлениях неживой природы, воспитание интереса и любви к ней.

В каждой возрастной группе осуществляются определённые программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребёнком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты, группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к 4-ём годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что ознакомление с природой как познавательный процесс и учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания дошкольников. Образовательные задачи определены содержанием новой программы данного курса. Дошкольники получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района, города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие дошкольников в труде.

 При ознакомлении дошкольников с окружающим миром накапливаются и формируются знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Постепенно природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе дети знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в жизни растений осенью, зимой, весной.

Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание; оно включает в себя формирование у дошкольников научного мировоззрения; экологическое и эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание. Задачи, всестороннего воспитания: привить дошкольникам навыки культуры труда и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями. Сообщая детям элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, воспитатель показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека.

 

Содержание и задачи программы по ознакомлению дошкольников с природой. Формы и приёмы организации деятельности дошкольников в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы.

Из всего многообразия мира природы наиболее до­ступны детям для непосредственного наблюдения расте­ния и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников не только воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать ра­стения, но и развивают умственную активность детей.

На занятиях, во время труда в уголке живой природы и на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окру­жающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усво­ению знаний способствует эмоциональное отношение де­тей к тому, о чем рассказывает воспитатель.

Существуют разнообразные средства (формы, методы, приёмы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач, - единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приёмы.

Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд, Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.

 

В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычле­нять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, де­лать выводы, обобщения, при этом тренируются их вни­мание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способ­ностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.

В ознакомлении детей с природой полезно использо­вать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарни­ков, цветущие травянистые и комнатные растения.

Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, вели­чина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно прово­дить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

Комнатные растения — обязательные обита­тели уголка природы детского сада. Их удобно исполь­зовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зе­леного покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растении остается зелеными по­стоянно, а некоторые цветут и зимой.

Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, за­пахами. Выделяя сходные и отличительные признаки "растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отли­чительных признаках растений, для игр хорошо исполь­зовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познако­мить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посто­ронние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, за­нять всех детей решением единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный мате­риал размещают так, чтобы дети хорошо видели отли­чительные признаки каждого предмета (окраску, величи­ну, форму) и все детали.

В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания измене­ниям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая,— летом и осенью.

Последовательность проведения игр дается в соответ­ствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они услож­няются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные вариан­ты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

 Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминоло­гией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5—7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

Перед детьми 5—7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения вы­делять отдельные части растений, сравнивать их, объ­единять похожие, устанавливать последовательность из­менений по мере роста и развития.

Задачи, которые решаются в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовитель­ная к школе группы): учить:

- Находить предмет с помощью одного анализатора
(на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи
требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.

- Описывать предметы и находить их по описанию.
Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.

- Находить целое по части и часть по целому.

- Составлять целое из частей.

Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения (животного), например листьев и плодов (се­мян), надземных и подземных частей растений.

- Группировать предметы по месту произрастания растений и обитанию животных.

- Устанавливать последовательность стадий развития
растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее вы­полнить, дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития расте­ния.

Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:

 

Название растений. Дети должны знать и оперировать 8 —10 названиями комнатных растений (в каждой
группе усваиваются 2 —3 названия).

Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».

Части растений:

стебли; дети должны отмечать наличие или отсутст­вие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;

листья; определять форму — круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску — оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полоса-тость); величину — использовать в определении более точные градации; мелкие листья, крупные, средней ве­личины (в сравнении и как постоянный признак); по­верхность листа — гладкий, ворсистый («в волосках»), блестящий — не блестящий; плотность и толщину листьев;

цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.

4. Происхождение (родина) некоторых растений,
зависимость внешнего вида от места произрастания
(кактус и др.).

 

Программа по ознакомлению с природой определяет также объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы:

а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения);

б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

в) приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению пред­ставлений о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой — наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно на­капливать и углублять знания. Наблюдения, организуемые в до­школьном учреждении, помогают детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

Наблюдение — важнейший метод познания животного мира — характеризуют следующие особенности: а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, что позволяет увидеть его проявления, поведение в обычных для него (или близких к естественным) условиях; б) наблюдение позволяет отметить дина­мику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно предоставляет возможность непосредственного общения с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требова­ний к его организации и проведению:

необходимо заранее определить место наблюдения, найти
типичную для того или иного животного среду обитания;

наблюдение не должно причинить вреда животному (привести
к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);

в процессе наблюдения нужно учитывать особенности
конкретного представителя животного мира (размер, характер
движения, возможность или невозможность общения). Это является
основанием для планирования индивидуальных, групповых или
фронтальных наблюдений;

— направленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь основные линии наблюдения, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога—решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:

младший дошкольный возраст — наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);

средний дошкольный возраст — наблюдение за козой, козлятами во время прогулки, экскурсия в свинарник, рассматривание щенка, кролика (на занятии);

старший дошкольный возраст — рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).

 

Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают опосредованно, например из рассказов воспитателя или проводимые им бесед, чтения книг о природе и т. д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение педагога, вовремя использованное художественное слово — все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации знаний дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на формирование представлений и умственное развитие ребенка, воспитатель должен хорошо продумать содержание и последова­тельность вопросов к детям, дать точные указания, как выполнять то или иное задание, четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии, определить место обобщений, выводов, указаний.

Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу педагога предъявляют следующие требования:

- содержание его должно быть достоверно, научно и соответство­вать реалистическому представлению о том или ином животном;

- материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного; его повадках, приспособлении к условиям жизни.

Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную лите­ратуру о природе.

Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе — залог доброго отношения к живым существам. Среди разнообразных сведений есть такие, которые в наибольшей степени необходимы для воспитания правильного отношения: это — знание полезности животных, не­обходимости их охраны. Именно этот материал и должен присутствовать в любом рассказе воспитателя.

 

В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями как живой, так и неживой природы, которые при правильно сформулированном требовании, при хорошо поставленном руководстве со сторон воспитателя могут представлять элементы опытных наблюдений:

n с небесными светилами (солнцем, луной, звёздами);

n с небесными явлениями (восходом и заходом солнца, луны, сменой фаз луны, местом нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года);

n с водой - изменением её состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней);

n с твёрдыми телами (песок, глина, камни), их свойствами;

n с воздухом, его движением, направлением и силой ветра;

n  с электрическими и световыми явлениями (гроза - гром, молния, радуга, форма и расположение цветовых полос);

Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно наше объяснение наблюдаемых явлений.

При проведении опытов мы приближаем явление к ребёнку, наглядно показываем и раскрываем его суть. Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов: опускают в таз с водой поочерёдно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.

Многие предметы, вещества (вода, песок и пр.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).

Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега - в воду; опыты с песком и глиной, с воском.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приёмам ухода за растениями, которые обеспечивают им хороший рост.

Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы. 

Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит основой для последующих знаний о природном мире, а также способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: