Операции международной аренды

 

Аренда как форма международной торговли получила разви­тие с начала 1950-х гг. Причины большей популярности аренды по сравнению со сделками купли-продажи следующие:

• высокая цена и невозможность быстрой расплаты за доро­гостоящие товары, такие как современное оборудование, транспортные средства, товары длительного пользования, объекты недвижимости;

• необходимость постоянного обновления машин и обору­дования ввиду быстрого морального износа техники;

• необходимость использования данного товара в течение достаточно короткого периода времени (например, на период сезонных или разовых работ);

• невозможность получения в полную собственность неко­торых продуктов, являющихся предметами интеллектуальной собственности продавца (например, деловая игра Decision Base шведской компании Selemi).

Благодаря использованию аренды, а не купли-продажи для некоторых видов товаров возникли дополнительные возможно­сти сбыта в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Преимущества заключаются в том, что покупатель получает в свое распоряжение товар, который ему необходим, но который ему не по средствам или покупка которого ему невыгодна, а про­давец находит дополнительный рынок сбыта своей продукции, получает дополнительную прибыль. Среди предметов — объек­тов аренды как одной из форм современной международной тор­говли наибольшее распространение получили:

• машины, оборудование, транспортные средства (корабли, самолеты, автомобили);

• объекты недвижимости, включая производственные по­мещения;

• товары длительного пользования.

Сделка по аренде заключается на основе контракта между арендодателем и арендатором. Ориентиром для величины аренд­ной платы является процентная ставка по банковскому кредиту. Для арендодателя арендная плата должна быть не ниже средней нормы прибыли для данной отрасли, а арендатор считает аренд­ную плату приемлемой, если ее величина ниже стоимости бан­ковского кредита (величины процентной ставки) на приобрете­ние данного товара в полную собственность.

В зависимости от срока аренды различаются три ее разновид­ности:

1) рейтинг — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев, объектами которой обычно являются автомобили, объекты туристической недвижимости (так называемый таймшер);

2) хайринг — среднесрочная аренда сроком от нескольких ме­сяцев до года, объектами которой являются транспортные сред­ства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудова­ние, сельскохозяйственная техника;

3) лизинг — долгосрочная аренда на срок свыше года; объекта­ми лизинга являются самолеты, корабли, производственное, тех­нологическое, строительно-монтажное оборудование.

Обычно в сделке кроме производителя и потребителя уча­ствует посредник, финансирующий сделку. Посредник получает в свою собственность товар, оплачивая его покупку из собствен­ных средств, а затем передает данный объект в аренду конечному потребителю. В качестве посредников могут выступать как бан­ки, так и специализированные лизинговые компании. Посред­ники далее получают вознаграждение в виде арендных плате­жей — отчислений от прибыли фирмы, получившей товар в арен­ду. Потребитель далее может по своему желанию постепенно выкупить эксплуатируемый им товар либо через определенный промежуток времени возвратить объект аренды своему арендо­дателю.

Приведем пример реализации лизинговой сделки. Авиаком­пания «Аэрофлот — российские международные авиалинии» для осуществления трансконтинентальных перевозок на линии Москва — Нью-Йорк в октябре 1998 г. получила в свое распоря­жение сроком на 7 лет только что произведенный авиалайнер Boeing 777-200. Схема данной сделки была следующей (рис. 1).

Получив самолет во владение от его реального собственни­ка — лизинговой компании, Аэрофлот имел право в течение 7 лет эксплуатировать авиалайнер по собственному усмотре­нию, выплачивая лизинговой компании ежегодные арендные платежи. Самолет был раскрашен в фирменную символику Аэрофлота, поставлен на баланс авиакомпании, не являясь при этом ее собственностью. По истечении срока контракта Аэрофлот имел право выкупить самолет, продлить контракт либо отказаться от дальнейшей эксплуатации лайнера, возвра­тив его реальному собственнику (что в конечном счете и прои­зошло). В выигрыше оказываются все стороны сделки: компания Boeing продает самолет, получая прибыль, Аэрофлот получа­ет необходимую авиатехнику для обновления парка воздушных судов и вытеснения конкурентов с прибыльных авиалиний, а лизинговая компания получает свою прибыль в виде аренд­ных платежей Аэрофлота.

На арендные операции в настоящее время приходится весьма значительная доля внешнеторгового оборота (до 20—30% всего объема мирового экспорта). Они служат мощным импульсом развития международной торговли. Не всегда целесообразно по­купать дорогостоящий товар, во многих случаях выгоднее полу­чить желаемый объект в аренду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: