Аренда как форма международной торговли получила развитие с начала 1950-х гг. Причины большей популярности аренды по сравнению со сделками купли-продажи следующие:
• высокая цена и невозможность быстрой расплаты за дорогостоящие товары, такие как современное оборудование, транспортные средства, товары длительного пользования, объекты недвижимости;
• необходимость постоянного обновления машин и оборудования ввиду быстрого морального износа техники;
• необходимость использования данного товара в течение достаточно короткого периода времени (например, на период сезонных или разовых работ);
• невозможность получения в полную собственность некоторых продуктов, являющихся предметами интеллектуальной собственности продавца (например, деловая игра Decision Base шведской компании Selemi).
Благодаря использованию аренды, а не купли-продажи для некоторых видов товаров возникли дополнительные возможности сбыта в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Преимущества заключаются в том, что покупатель получает в свое распоряжение товар, который ему необходим, но который ему не по средствам или покупка которого ему невыгодна, а продавец находит дополнительный рынок сбыта своей продукции, получает дополнительную прибыль. Среди предметов — объектов аренды как одной из форм современной международной торговли наибольшее распространение получили:
|
|
• машины, оборудование, транспортные средства (корабли, самолеты, автомобили);
• объекты недвижимости, включая производственные помещения;
• товары длительного пользования.
Сделка по аренде заключается на основе контракта между арендодателем и арендатором. Ориентиром для величины арендной платы является процентная ставка по банковскому кредиту. Для арендодателя арендная плата должна быть не ниже средней нормы прибыли для данной отрасли, а арендатор считает арендную плату приемлемой, если ее величина ниже стоимости банковского кредита (величины процентной ставки) на приобретение данного товара в полную собственность.
В зависимости от срока аренды различаются три ее разновидности:
1) рейтинг — краткосрочная аренда на срок от нескольких дней до нескольких месяцев, объектами которой обычно являются автомобили, объекты туристической недвижимости (так называемый таймшер);
2) хайринг — среднесрочная аренда сроком от нескольких месяцев до года, объектами которой являются транспортные средства, дорожно-строительные машины, монтажное оборудование, сельскохозяйственная техника;
3) лизинг — долгосрочная аренда на срок свыше года; объектами лизинга являются самолеты, корабли, производственное, технологическое, строительно-монтажное оборудование.
|
|
Обычно в сделке кроме производителя и потребителя участвует посредник, финансирующий сделку. Посредник получает в свою собственность товар, оплачивая его покупку из собственных средств, а затем передает данный объект в аренду конечному потребителю. В качестве посредников могут выступать как банки, так и специализированные лизинговые компании. Посредники далее получают вознаграждение в виде арендных платежей — отчислений от прибыли фирмы, получившей товар в аренду. Потребитель далее может по своему желанию постепенно выкупить эксплуатируемый им товар либо через определенный промежуток времени возвратить объект аренды своему арендодателю.
Приведем пример реализации лизинговой сделки. Авиакомпания «Аэрофлот — российские международные авиалинии» для осуществления трансконтинентальных перевозок на линии Москва — Нью-Йорк в октябре 1998 г. получила в свое распоряжение сроком на 7 лет только что произведенный авиалайнер Boeing 777-200. Схема данной сделки была следующей (рис. 1).
Получив самолет во владение от его реального собственника — лизинговой компании, Аэрофлот имел право в течение 7 лет эксплуатировать авиалайнер по собственному усмотрению, выплачивая лизинговой компании ежегодные арендные платежи. Самолет был раскрашен в фирменную символику Аэрофлота, поставлен на баланс авиакомпании, не являясь при этом ее собственностью. По истечении срока контракта Аэрофлот имел право выкупить самолет, продлить контракт либо отказаться от дальнейшей эксплуатации лайнера, возвратив его реальному собственнику (что в конечном счете и произошло). В выигрыше оказываются все стороны сделки: компания Boeing продает самолет, получая прибыль, Аэрофлот получает необходимую авиатехнику для обновления парка воздушных судов и вытеснения конкурентов с прибыльных авиалиний, а лизинговая компания получает свою прибыль в виде арендных платежей Аэрофлота.
На арендные операции в настоящее время приходится весьма значительная доля внешнеторгового оборота (до 20—30% всего объема мирового экспорта). Они служат мощным импульсом развития международной торговли. Не всегда целесообразно покупать дорогостоящий товар, во многих случаях выгоднее получить желаемый объект в аренду.