Показатель | Год | |||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
1. Количество средних специальных учебных заведений | ||||||
Всего В том числе: колледжи % | 2068 829 31,8 | 2593 876 33,8 | 2584 935 36,2 | 2576 968 37,6 | 2589 989 38,2 | 2593 1010 38,9 |
2. Численность учащихся ССУЗ (тыс. чел.) | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 1976* 1434 90 451 | 2011* 1473 90 447 | 2052* 1522 87 441 | 2147* 1599 86 459 | 2309* 1698 87 519 | 2410* 1757 87 559 |
3. Численность уч-ся на базе среднего (полного) общего образования (тыс. чел.) | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 1102,6* 576,2 84,8 441,4 | 1140,8* 620,7 84,8 434,8 | 1187,9* 671,6 82,5 432,4 | 1276,3* 741,6 82,1 449,8 | 1414,0* 816,4 82,6 510,4 | 1429,6* 853,3 83,9 550,2 |
4. Прием в ССУЗ (тыс. чел.) | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 662* 480 31 151 | 685* 498 32 155 | 707* 525 30 151 | 766* 564 31 169 | 842* 612 32 195 | 851* 624 30 193 |
5. Прием уч-ся на базе среднего (полного) образования (тыс. чел.) | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 417,2* 238,7 29,9 148,5 | 436,6* 255,0 30,0 151,3 | 458,8* 280,4 28,4 148,9 | 515,7* 317,5 29,8 166,4 | 576,5* 350,7 30,6 192,0 | 572,1* 349,5 29,3 189,9 |
6. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием (тыс. чел.) | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 494* 342 25 127 | 538* 380 26 132 | 545* 386 27 131 | 563* 404 26 132 | 568* 421 24 120 | 593* 446 20 124 |
*Данные с учетом экстерната.
Для современной системы среднего специального образования характерно возрастание численности учащихся на платном обучении в сравнении с учащимися-бюджетниками (см. Табл. 7) [4, с. 22-23]
Таблица 7
Динамика платности образования в ССУЗ Российской федерации
Показатель | Год | |||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
1. Численность уч-ся, обучающихся в ССУЗ (тыс. чел.) | ||||||
Всего | 1975,8 | 2011,1 | 2051,6 | 2147,3 | 2308,6 | 2409,8 |
1.1. За счет средств бюджетов | ||||||
Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет | 1352,6 467,4 103,9 | 1398,1 455,7 108,2 | 1177,1 316,2 113,3 | 1180,8 329,5 75,4 | 1145,3 385,5 59,3 | 1159,5 373,9 58,4 |
1.2. С полным возмещением затрат | ||||||
Всего (% к общей численности) | 445 21,7 | 561,6 26,2 | 718,5 31,1 | 818,0 33,9 | ||
2. Прием уч-ся в ССУЗ (тыс. чел.) | ||||||
Всего | 662,0 | 684,6 | 706,5 | 766,5 | 842,4 | 850,8 |
2.1. За счет средств бюджетов | ||||||
Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет | 447,5 152,0 37,5 | 475,1 147,3 38,6 | 362,4 96,8 | 377,5 100,4 23,6 | 377,4 119,7 19,4 | 377,3 116,9 19,4 |
2.2. С полным возмещением затрат | ||||||
Всего (% к общему приему) | 209,6 29,7 | 265,1 34,6 | 325,9 38,7 | 337,3 39,6 | ||
3. Выпуск специалистов, обучавшихся в ССУЗ (тыс. чел.) | ||||||
Всего | 494,0 | 537,9 | 544,8 | 563,2 | 576,7 | 593,2 |
3.1. За счет средств бюджетов | ||||||
Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет | 322,7 123.4 28,1 | 364,3 123,8 30,0 | 312,6 88,9 32,4 | 319,5 92,5 21,0 | 291,2 106,5 16,5 | 281,6 105,1 17,1 |
3.2. С полным возмещением затрат | ||||||
Всего (% к общему выпуску) | 110,9 20,4 | 130,1 23,1 | 153.5 26,6 | 189,4 31,9 |
*Данные с учетом экстерната.
Исходя из приведенных данных (Таблицы 6, 7) можно сделать вывод о положительной (в целом)динамике развития среднего специального образования России, особенно после рубежа 1998/99 года, который был весьма сложным,прежде всего, в экономическом отношении в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве.
I.6.1.4. Высшее профессиональное образование
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Ниже приводятся статистические данные по развитию высшего профессионального образования России (1996-2001 гг.) (см. Табл. 8) [4, с. 9-15].
Таблица 8
Сводные показатели развития высшего профессионального образования Российской Федерации (1996-2001 гг.) (по состоянию на 1 октября)
Показатель | Год | |||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
1. Количество высших учебных заведений | ||||||
Всего Государственный сектор Негосударственный сектор | 817 573 244 | 880 578 302 | 914 580 334 | 939 590 349 | 965 607 358 | 1008 621 387 |
2. Численность студентов ВУЗ (тыс. чел.) | ||||||
2.1. Государственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 2802* 1777 163 861 | 3046* 1902 178 964 | 3347* 2040 200 1102 | 3728* 2213 228 1278 | 4271* 2442 259 1519 | 4797* 2657 285 1784 |
2.2. Негосударственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 162* 71 16 80 | 202* 80 18 100 | 251* 108 24 116 | 348* 140 31 173 | 4714,0* 183 44 243 | 1263,4* 224 50 354 |
3. Прием в ВУЗ (тыс. чел.) | ||||||
3.1. Государственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 674,3* 422,1 41,4 210,0 | 748,3* 460,0 46,7 240,7 | 831,8* 492,6 52,8 284,6 | 946,4* 599,1 58,3 344,8 | 1140,3* 621,9 69,1 429,8 | 1263,4* 669,3 74,8 493,8 |
3.2. Негосударственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 54,9* 23,6 5,4 24,8 | 66,9* 28,40 5,3 31,4 | 81,1* 39,7 8,0 32,3 | 515,7* 49,9 9,7 52,4 | 152,2* 65,6 12,8 73,60 | 198,2* 76,4 13,4 107,9 |
4. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы | ||||||
Подано заявлений на 100 мест | 187 | 188 | 194 | 190 | 190 | 180 |
5. Выпуск специалистов с высшим образованием (тыс. чел.) | ||||||
5.1. Государственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 415,1* 276,3 24,3 114,3 | 436,2* 294,5 22,8 118,3 | 470,6* 314,9 23,3 131,0 | 514,6* 330,1 25,0 157,6 | 578,9* 356,3 31,3 187,6 | 647,8* 381,2 37,0 225,2 |
5.2. Негосударственный сектор | ||||||
Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное | 13,1* 4,2 2,0 4,6 | 21,5* 9,2 2,7 9,4 | 30,2* 12,8 3,6 13,3 | 40,2* 14,9 4,7 20,3 | 56,2* 19,0 8,5 28,6 | 72,4* 24,1 7,9 40,2 |
6. Численность и качественный состав основного (штатного) ППС вузов на полной ставке (тыс. чел.) | ||||||
6.1. Государственный сектор | ||||||
Всего В том числе: Доктора наук Кандидаты наук | 328,3 21,4 8,1 | 227,7 22,8 119,1 | 249,6 24,3 120,2 | 255,9 25,8 122,4 | 265,2 28,0 125,4 | 237,7 29,7 128,5 |
6.2. Негосударственный сектор (с учетом совместителей) | ||||||
Всего В том числе: Доктора наук Кандидаты наук | 17,8 2,7 8,1 | 23,6 3,6 10,5 | 32,8 4,5 14,8 | 42,1 5,4 19,0 | 42,4 5,2 19,7 | 46,9 6,2 20,9 |
7. Численность студентов, приходящихся на одного преподавателя | ||||||
Государственный сектор: Негосударственный сектор: с совместителями без совместителей | 11,5 | 12,3 8,6 20,4 | 13,4 7,6 | 14,6 8,2 31,4 | 16,1 11,1 32,2 | 16,3 13,4 37,0 |
*Данные с учетом экстерната.
Исходя из представленных в Таблице 8 показателей, качественной прогрессирующей динамикой обладают, прежде всего, государственные вузы, особенно в отношении профессорско-преподавательского состава.
Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения [4, с. 16]:
Таблица 9