Сводные показатели развития среднего специального образования (1996-2001 г.)

Показатель

Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001

1. Количество средних специальных учебных заведений

Всего В том числе: колледжи % 2068 829 31,8 2593 876 33,8 2584 935 36,2 2576 968 37,6 2589 989 38,2 2593 1010 38,9

2. Численность учащихся ССУЗ (тыс. чел.)

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 1976*   1434 90 451 2011*   1473 90 447 2052*   1522 87 441 2147*   1599 86 459 2309*   1698 87 519 2410*   1757 87 559

3. Численность уч-ся на базе среднего (полного) общего образования (тыс. чел.)

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 1102,6*     576,2 84,8 441,4 1140,8*     620,7 84,8 434,8 1187,9*     671,6 82,5 432,4 1276,3*     741,6 82,1 449,8 1414,0*     816,4 82,6 510,4 1429,6*   853,3 83,9 550,2

4. Прием в ССУЗ (тыс. чел.)

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 662* 480 31 151 685*     498 32 155 707*     525 30 151 766*     564 31 169 842*     612 32 195 851*     624 30 193

5. Прием уч-ся на базе среднего (полного) образования (тыс. чел.)

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 417,2*     238,7 29,9 148,5 436,6*     255,0 30,0 151,3 458,8*     280,4 28,4 148,9 515,7*     317,5 29,8 166,4 576,5*     350,7 30,6 192,0 572,1*     349,5 29,3 189,9

6. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием (тыс. чел.)

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 494*     342 25 127 538*     380 26 132 545*     386 27 131 563*     404 26 132 568*     421 24 120 593*     446 20 124

 

*Данные с учетом экстерната.

Для современной системы среднего специального образования характерно возрастание численности учащихся на платном обучении в сравнении с учащимися-бюджетниками (см. Табл. 7) [4, с. 22-23]

Таблица 7

Динамика платности образования в ССУЗ Российской федерации

Показатель

Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001

1. Численность уч-ся, обучающихся в ССУЗ (тыс. чел.)

Всего 1975,8 2011,1 2051,6 2147,3 2308,6 2409,8

1.1. За счет средств бюджетов

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 1352,6 467,4   103,9 1398,1 455,7   108,2 1177,1 316,2   113,3 1180,8 329,5   75,4 1145,3 385,5   59,3 1159,5 373,9   58,4

1.2. С полным возмещением затрат

Всего (% к общей численности)         445 21,7 561,6 26,2 718,5 31,1 818,0 33,9

2. Прием уч-ся в ССУЗ (тыс. чел.)

Всего 662,0 684,6 706,5 766,5 842,4 850,8

2.1. За счет средств бюджетов

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 447,5 152,0   37,5 475,1 147,3   38,6 362,4 96,8     377,5 100,4   23,6 377,4 119,7   19,4 377,3 116,9   19,4

2.2. С полным возмещением затрат

Всего (% к общему приему)     209,6 29,7 265,1 34,6 325,9 38,7 337,3 39,6

3. Выпуск специалистов, обучавшихся в ССУЗ (тыс. чел.)

Всего 494,0 537,9 544,8 563,2 576,7 593,2

3.1. За счет средств бюджетов

Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Местный (муниципальный) бюджет 322,7 123.4   28,1 364,3 123,8   30,0 312,6 88,9   32,4 319,5 92,5   21,0 291,2 106,5   16,5 281,6 105,1   17,1

3.2. С полным возмещением затрат

Всего (% к общему выпуску)     110,9 20,4 130,1 23,1 153.5 26,6 189,4 31,9

 

*Данные с учетом экстерната.

Исходя из приведенных данных (Таблицы 6, 7) можно сделать вывод о положительной (в целом)динамике развития среднего специального образования России, особенно после рубежа 1998/99 года, который был весьма сложным,прежде всего, в экономическом отношении в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве.

I.6.1.4. Высшее профессиональное образование

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Ниже приводятся статистические данные по развитию высшего профессионального образования России (1996-2001 гг.) (см. Табл. 8) [4, с. 9-15].

Таблица 8

Сводные показатели развития высшего профессионального образования Российской Федерации (1996-2001 гг.) (по состоянию на 1 октября)

Показатель

Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001

1. Количество высших учебных заведений

Всего Государственный сектор Негосударственный сектор 817 573   244 880 578   302 914 580   334 939 590   349 965 607   358 1008 621   387

2. Численность студентов ВУЗ (тыс. чел.)

2.1. Государственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 2802*   1777 163 861 3046*   1902 178 964 3347*   2040 200 1102 3728*   2213 228 1278 4271*   2442 259 1519 4797*   2657 285 1784

2.2. Негосударственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 162*     71 16 80 202*     80 18 100 251*     108 24 116 348*     140 31 173 4714,0*     183 44 243 1263,4*   224 50 354

3. Прием в ВУЗ (тыс. чел.)

3.1. Государственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 674,3* 422,1 41,4 210,0 748,3*     460,0 46,7 240,7 831,8*     492,6 52,8 284,6 946,4*     599,1 58,3 344,8 1140,3*     621,9 69,1 429,8 1263,4*     669,3 74,8 493,8

3.2. Негосударственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 54,9*     23,6 5,4 24,8 66,9*     28,40 5,3 31,4 81,1*     39,7 8,0 32,3 515,7*     49,9 9,7 52,4 152,2*     65,6 12,8 73,60 198,2*     76,4 13,4 107,9

4. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы

Подано заявлений на 100 мест 187 188 194 190 190 180

5. Выпуск специалистов с высшим образованием (тыс. чел.)

5.1. Государственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 415,1*     276,3 24,3 114,3 436,2*     294,5 22,8 118,3 470,6*     314,9 23,3 131,0 514,6*     330,1 25,0 157,6 578,9*     356,3 31,3 187,6 647,8*     381,2 37,0 225,2

5.2. Негосударственный сектор

Всего В том числе по формам обучения: Дневное Вечернее Заочное 13,1*     4,2 2,0 4,6 21,5*     9,2 2,7 9,4 30,2*     12,8 3,6 13,3 40,2*     14,9 4,7 20,3 56,2*     19,0 8,5 28,6 72,4*     24,1 7,9 40,2

6. Численность и качественный состав основного (штатного) ППС вузов на полной ставке (тыс. чел.)

6.1. Государственный сектор

Всего В том числе: Доктора наук Кандидаты наук 328,3   21,4 8,1 227,7   22,8 119,1 249,6   24,3 120,2 255,9   25,8 122,4 265,2 28,0 125,4 237,7   29,7 128,5

6.2. Негосударственный сектор (с учетом совместителей)

Всего В том числе: Доктора наук Кандидаты наук 17,8   2,7 8,1 23,6   3,6 10,5 32,8   4,5 14,8 42,1   5,4 19,0 42,4   5,2 19,7 46,9   6,2 20,9

7. Численность студентов, приходящихся на одного преподавателя

Государственный сектор: Негосударственный сектор: с совместителями без совместителей   11,5   12,3     8,6 20,4   13,4     7,6   14,6     8,2 31,4   16,1     11,1 32,2   16,3     13,4 37,0

 

*Данные с учетом экстерната.

Исходя из представленных в Таблице 8 показателей, качественной прогрессирующей динамикой обладают, прежде всего, государственные вузы, особенно в отношении профессорско-преподавательского состава.

Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения [4, с. 16]:

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: