Глава 3. Основные направления развития налоговой политики государства

 

Практика использования налога в зарубежных странах, особенно в кризисные пе­риоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффек­тивности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Немаловажно и то, что налог представляет собой важный экономический ин­струмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции, прежде все­го, европейских стран.

Упорядочение механизма взимания налогов — конкретный шаг на пути к устранению налоговых барьеров в развитии внешне­экономических отношений, прежде всего междуна­родной торговли. В рамках гармонизации косвенных налогов делается попытка установить единую ставку налога на добавленную стоимость для всех стран-членов Евросоюза, оп­ределенные шаги предприняты и в направлении уни­фикации льгот по нему.

Резервы совершенствования на­логов существуют. Следует прежде всего отметить, что в условиях значительного профицита федерального бюджета есть возможность снижения ставок по налогам, что позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать рос­ту цен на потребительские товары. Другая важная про­блема — совершенствование администрирования нало­га, в частности упрощение механизма его изъятия в бюджет, а также возврата на­логоплательщикам.

В условиях глобализации важна роль гармони­зации налогов и в межстрановых, и во внутристрановых отношениях. Фундаментальным фактором обеспе­чения высоких темпов экономического роста в каждой отдельно взятой стране выступает развитие институтов, понимаемых как совокупность правил, регулирующих взаимодействие государства и индивидов в экономичес­кой, политической, социальной и других сферах.

Важнейший инструмент государства в условиях глобализации — налоговая политика на долгосрочную перспективу. Назрела острая необходи­мость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика при­звана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу меж­дународных экономических отношений на равноправ­ной основе. Главными критериями при формировании налоговой политики должны стать — справедливость налогов, минимизация административных издержек и дестимулирующих эффектов при их применении.

Приоритетная цель формируемой долгосрочной налоговой политики России — обеспечение необходимых условий для экономического развития, роста инвестиций. Соответственно структура и размеры налогообложения должны быть определены таким образом, чтобы: гарантировать освобождение от налогообложе­ния затраты на воспроизводство рабочей силы; обеспечивать возможно льготный режим налого­обложения для капиталов, применяемых в производ­ственном секторе; устанавливать льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих капиталы в развитие малого и среднего бизнеса.

Предпринятые в течение последних лет преобразо­вания позволили создать налоговую систему, которая адекватна состоянию российской экономики и в целом отвечает таким фундаментальным принципам, как ста­бильность, предсказуемость, эффективность и сбалан­сированность. Налоговая ре­форма еще не завершена и некоторые острые проблемы еще предстоит решать.

Перед страной стоят грандиозные задачи по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспече­ния жильем, развития агропромышленного комп­лекса, проведения структурных преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, пере­хода на инновационный путь развития экономики, реформирования социальной сферы, включая пен­сионную реформу и реформу обязательного меди­цинского страхования. Понятно, что при решении этих масштабных и сложных задач вряд ли можно обойтись без определенных изменений в налоговой сфере. Такие изменения должны касаться совер­шенствования как отдельных налогов, так и нало­гового администрирования. При этом Минфин России исходит из того, что налоговая и бюджет­ная системы страны должны быть сбалансированы, а налоговая нагрузка по сравнению с имеющейся, как минимум, не должна повышаться[16].

Сегодня уровень налоговой нагрузки в России составляет примерно 35% валового внутреннего про­дукта, что во многом обусловлено благоприятной ми­ровой конъюнктурой. Ныне нефтяные доходы без уче­та налога на прибыль составляют приблизительно 8% валового внутреннего продукта, а это равно 20% бюд­жета расширенного правительства или 33% доходов федерального бюджета. Доля нефтяных доходов, хотя и падает, все еще остается стабильно высокой.

Привязка налога на добычу полезных ископае­мых и экспортных пошлин в отношении нефти к ми­ровым ценам позволила государству получать значи­тельную часть сверхприбыли, возникающей в этой отрасли и, как следствие, ведет к неравномерному распределению налоговой нагрузки между отдель­ными секторами экономики. Наиболее высока она именно в нефтяной отрасли, составляя примерно 63%. В то же время в других отраслях рассматривае­мый показатель находится на уровне 25-29%, что можно квалифицировать как уже вполне комфорт­ный налоговый климат.

В некоторых сферах экономики (например, в агропромышленном комплексе или малом бизнесе) налоговую нагрузку и вовсе можно рассматривать как низкую — можно даже сказать, как символичес­кую. И это обстоятельство создает прекрасные сти­мулы для быстрого развития.

Главные новации были направлены на поддержку инновационного развития экономики, создание до­полнительных стимулов для вложений в развитие че­ловеческого капитала и таким образом полностью отвечали требованиям актуализации осуществляе­мой в стране налоговой политики.

Из уже вступивших в законную силу решений можно выделить создание дополнительных налого­вых стимулов для инновационной деятельности. В прошлом году был принят закон, который внес существенные изменения и в налог на добавленную стоимость, и в налог на прибыль. В частности, от налога на добавленную стоимость освобождены опе­рации по передаче результатов интеллектуальной де­ятельности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, причем независимо от того, за счет каких источников осуществляется их финансирование.

Большие изменения произошли по налогу на прибыль, прежде всего в части порядка отчисления в специальные фонды, средства которых используются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нормативы отчислений в это фонды увеличены в три раза. Повысились и коэффициенты амортизации для оборудования, используемого в научных целях. Принят ряд решений, стимулирующих капиталовложения в технологическое перевооружение. Так, по налогу на прибыль был введена амортизационная премия, позволяющая до 10% стоимости приобретаемых основных средств не медленно относить на расходы, а также сняты последние ограничения на перенос убытков на будущее Освобождены от налогообложения дивиденды, получаемые от стратегического участия российских компаний в отечественном или иностранном бизне­се, что делает Россию более привлекательной для создания холдингов[17].

По налогу на добавленную стоимость инвесто­ры получили возможность сразу же предъявлять к возмещению суммы налога, уплаченные при капи­тальном строительстве и приобретении оборудования. Кроме того, налогоплательщики теперь могут пред­ставлять единую налоговую декларацию по внутрен­ним и внешнеторговым операциям. С начала 2008 г. осуществлен переход с ежемесячной на покварталь­ную уплату налога на добавленную стоимость. Для на­логоплательщиков все это значительно упрощает дан­ный налог и снимает значительную часть проблем, в том числе связанных с его возмещением. Конечно, проблемные вопросы еще остаются, но есть основа­ния полагать, что налог на добавленную стоимость в его сегодняшнем виде уже не вызывает таких боль­ших претензий, как это было еще сравнительно не­давно. Тем не менее, работа по совершенствованию рассматриваемого налога будет продолжена уже в бли­жайшем будущем.

 

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджета различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — по экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой — субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей. Другое обстоит в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики.

В современных условиях уровень налогообложения оказывает негативное влияние на экономический рост, и необходимо снижение налогового пресса.

 


 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция РФ. [Текст] – М., 1993

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - ГК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации - НК РФ

3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //Консультант Плюс

4. Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" - Закон N 85-ФЗ

5. Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" - Закон N 195-ФЗ

6. Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденная Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н (в ред. изменений, внесенных Приказом Минфина России от 21.11.2007 N 113н), - Декларация по НДС

7. Абрамов М.Д. О зарплате, налогах и экономическом росте. [Текст] / М. Д. Абрамов// Вопросы эко­номики. - 2008. - №5.- С. 8

8. Абрамов, М. Д. Об исчислении НДМ «прямым» способом. [Текст] / М. Д. Абрамов, С. А. Машков, В. А. Кашин // Налоговые споры: теория и практика. - 2008. - № 2.

9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации. [Текст] //Финансы. – 2008. - № 7. – С. 3

10. Вопросы налогообложения: Новые документы, комментарии. [Текст]: Вып. 6 –нояб.-дек. 2008, - 24 с.

11. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 560 с.

12. Исчисление НДС при внешнеторговой деятельности. [Текст] //Российский налоговый курьер. – 2009. - № 8. – С. 26-33

13. Колодина, И.. Чья ставка сыграет. [Текст] / И. Колодина // Россий­ская бизнес-газета. - 2008. - 12 авг.

14. Коротчаева, Н.М. Особенности определения налоговой базы по НДС. [Текст] / Н. М. Коротчаева // Бухгалтерский учет. – 2007. - № 15. - с. 28-30

15. Крутякова, Т. Л. НДС 2008. Практика исчисления. [Текст] / Т. Л. Крутякова. – М.: АЙС групп, 2008. – 310 с.

16. Налог на добавленную стоимость. [Текст] // Бухгалтерский учет. – 2008. - № 12. - с. 4

17. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. [Текст]: учеб. пособие / Ф. Н. Филина.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 424 с.

18. Налоги и налогообложение/Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – 622 с.

19. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ,2007.- 620 с.

20. Пинская, М. Р. Актуальные вопросы регулирования налоговых полномочий федерального центра и территорий. [Текст] / М. Р. Пинская //Финансы и кредит. – 2008. - № 31. – С. 34

21. Скрипниченко, В. Налоги и налогообложение.. [Текст] / В. Скрипниченко - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007. – 320 с.

22. Стародубцев, И. В. НДС: сложные моменты.. [Текст] / И. В. Стародубцев – М.: ИНФО, 2008. – 141 с.

23. Феоктистов, И. А. Комментарий к последним изменениям, внесенным в НК РФ: НДС, Налог на прибыль, "Упрощенка", ЕНВД И ЕСХН. [Текст] / И. А. Феоктистов. - М.: Росбух, 2007. – 210 с.

24. Филина, Ф. Н. Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы.. [Текст] / Ф. Н. Филина – М.: АЙС групп, 2009. – 280 с.

25. Шаталов, С. Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России. [Текст] / С. Д. Шаталов // Финансы. – 2008. - № 8. – С. 4


[1] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 11

[2] Налоги и налогообложение/Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С. 10

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20 августа 2004 г.)

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20 августа 2004 г.)

[5] Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономистъ,2007.- С.527-528, 535.

[6] подп. 1 п. 1 ст. 146 На­логового кодекса РФ

[7] Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. (с изменениями и дополнениями) //Консультант Плюс

[8] статья 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуще­ствляемой в форме капитальных вложений»

[9] Стародубцев И. В. НДС: сложные моменты. – М.: ИНФО, 2008. – С. 27

[10] письмо МНС России от 2 марта 2001 г. № ВГ-6-03/184@

[11] письмо Мин­фина России от 8 апреля 2005 г. № 03-04-11/77

[12] пись­мо МНС России от 29 июня 2004 г. № 03-1-08/1462/17@

[13] письмо МНС России от 10 июня 2002 г. № 03-1-09/1558/16-Х194

[14] соответствующие поправки внесены в ст. 11 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ

[15] Стародубцев И. В. НДС: сложные моменты. – М.: ИНФО, 2008. – С. 33

[16] Бюджетное послание Президента Российской Федерации федеральному собранию Российской Федерации // Финансы. – 2008. - № 7. – С. 3

[17] Шаталов С. Д. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития России // Финансы. – 2008. - № 8. – С. 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: