Эффективность политики занятости

 

Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.

Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа – активное и пассивное.

Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:

1) Социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;

2) Социальная помощь – применяется к оставшимся безработными длительный период в виде материальной помощи [13, c. 10].

Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.

При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы [7, c. 123].

Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.

Экономическими мерами выступают:

- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);

- установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;

- государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;

- установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);

- обучение и переквалификация.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.

Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом [15, c. 19].

К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:

1. расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;

2. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);

3. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;

4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.

На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда) [19, c. 32].

 



Политика занятости в Республике Беларусь

 

Правовое регулирование и направления политики занятости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: