Реформа народного хозяйства

Пётр постоянно предпринимал попытки узнать лучше те природные богатства, которыми обладала Россия. При нём было найдено много таких богатств: серебряные и другие руды, вызывавшие развитие горнозаводского промысла; селитра, торф, каменный уголь и т.д., так начала развиваться новые виды промышленно-торгового труда.

Пётр всячески поощрял развитие промышленности. Он вызывал иностранцев-техников, ставил их в превосходное положение в России, давал массу льгот с одним условием: учить русских своему мастерству. Также он посылал русских обучаться за границу для изучения разных отраслей западной промышленности.

Также он поощрял развитие торговли, стремясь, чтобы вывозимые товары превышали ввозимы из-за границы. Построив Петербург, он искусственно отвлекал товары от Архангельска. Стремился завести русский торговый флот. Но торговля не могла дать стольких средств, сколько требовали военные действия, и Пётр находит другой источник поступления средств путём введения косвенных налогов (соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными с 1700г). Косвенные налоги стали составлять больше половины доходов государства, другую половину (около 5 млн. рублей) доставляла прямая подушная подать.

Стараясь улучшить экономическую обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Пётр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Пётр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платёжную способность.

Несмотря на то, что Пётр чувствовал, что его финансовые меры иногда ещё больше расстраивают народное хозяйство, процветания которого он так желал, он сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения.



Церковная реформа

Пётр вырос не под таким сильным влиянием богословской науки и не в такой благочестивой обстановке, как росли его брать и сёстры. От своей матери и патриарха Иоакима он не раз встречал осуждение за свои привычки и знакомство с еретиками. При патриархе Андриане (1690-1700), слабом и не смелом человеке, Пётр встретил не более сочувствия своим новшествам, Андриан также запрещал брадобритие, хотя Пётр намеревался сделать его обязательным. При первых нововведениях Петра все протестующие искали нравственной опоры в авторитете церкви и негодовали на Андриана, который малодушно молчал. Молчание Андриана, это не сочувствие реформам, а в сущности пассивная форма оппозиции. Поэтому после смерти Андриана, Пётр решается упразднить патриаршество Более 20-ти лет продолжается временный беспорядок (1700-1721гг), в этот период русская церковь управлялась без патриарха.

14 февраля 1721г. был открыт «Святейший Правительствующий Синод» (Феофану Прокоповичу, правой руке Петра в деле церковного управления принадлежит разработка этого нового плана церковного управления). Эта духовная коллегия заменила патриаршую власть до революции 1917г. Значение Синода в церковной жизни ясно определяет Духовный регламент, по выражению которого Синод имеет «силу и власть патриаршую»(2.3.535). В результате этих преобразований была сохранена в русской церкви авторитетная власть, но эта власть была лишена того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решён в пользу государства

Заботясь о поднятии нравственности и благосостояния в среде духовенства, Пётр с особым вниманием относился к быту белого духовенства, бедного и малообразованного. Рядом указов он старался очистить среду духовенства тем, что насильно отвлекал лишних его членов к другим сословиям и занятиям. Пётр также старался лучше обеспечить приходское духовенство уменьшением его числа и увеличением района приходов. Нравственность духовенства он думал поднять образованием и строгим контролем. Однако все эти меры не дали больших результатов. К монашеству Пётр относился с некоторой враждой, он считал, что монахи – это основная причина народного недовольства реформой и они стояли в аппозиции.

В эпоху Петра отношение правительства и церкви к иноверцам стало мягче. В 1721г Синод издаёт важное постановление о допущении браков православных с неправославными.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: