В процессе анализа необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на надежность персонала:
– временной фактор (длительность периода времени, которым располагает персонал для выполнения тех или иных действий);
– характер действий (простое (элементарное) действие, комплекс сложных операций);
– факторы, формирующие поведение персонала (уровень стресса, параметры внешней среды и т.д.);
– факторы контроля и восстановления (наличие возможности проверить правильность поданной команды (выполненного действия), возможности повторить действие, выполнить операцию другим способом и т.д.);
– зависимости в действиях персонала (выполнение неправильного действия вследствие неправильного считывания информации КИП и т.д.).
Временной фактор характеризуется резервами времени, которыми персонал располагает для принятия решения о выполнении действий, а также временем, необходимым для выполнения требуемых действий.
По характеру поведения (характеру действий) действия персонала делятся на следующие типы:
|
|
– действия, основанные на навыке - хорошо (до автоматизма) отработанные действия по сценариям, изложенным в инструкциях;
– действия, основанные на правилах - действия в знакомых ситуациях, отработанные ранее, которые подробно изложены в процедурах и/или получены из опыта, или при обучении. Действия по правилам менее отработаны, чем действия, основанные на навыке, поскольку они выполняются реже и являются, как правило, более сложными, а также зачастую требуют повышенного осознанного контроля;
– действия, основанные на знаниях - действия в незнакомых ситуациях, предпринимаемые в процессе осознания ситуации с использованием накопленных ранее знаний и опыта.
К факторам, формирующим поведение персонала, относятся:
1) характер и качество инструкций (простота/сложность предписываемых процедур, событийное описание или симптомно–ориентированные указания по их выполнению, степень детализации и т.д.);
2) подготовка (опыт) персонала к действиям в аналогичных ситуациях;
3) качество интерфейса "человек-машина" (удобство считывания информации с показывающих приборов, работы с органами управления и др.);
4) отработанность взаимодействия и качество связи между различными категориями персонала;
5) нагрузка (дискретные (поэтапные) операции, не требующие оперативного вмешательства в ход процесса, или динамичные операции, требующие высокой концентрации внимания);
6) стресс.
Факторами, влияющими на возможность контроля и исправления ошибок, являются:
– резерв времени;
– количество операторов, участвующих в выполнении задачи;
|
|
– присутствие контролирующего должностного лица.
Зависимости в действиях персонала, влияющие на вероятностные характеристики надежности персонала, могут проявиться в следующем виде:
– зависимости между действиями, выполняемыми одним и тем же оператором в рамках одной задачи;
– зависимости между операторами, участвующими в решении одной задачи, включая контроль ее выполнения;
– зависимости между разными задачами, решаемыми персоналом в одной и той же аварии.
Е.2.3 Этапы анализа надежности персонала
Анализ надежности персонала включает отборочный анализ и детальный анализ.
Для отборочного анализа используются скрининговые оценки действий персонала. Под скрининговыми оценками подразумеваются упрощенные (консервативные) оценки надежности действий персонала, выводимые с помощью упрощенных моделей. Рекомендации по выполнению отборочного анализа приведены в руководстве по анализу надежности персонала SHARP (Systematic Human Actions Reliability Procedure).
Скрининговые оценки используются в ходе выполнения предварительного количественного анализа надежности систем и вероятности реализации АП. В ходе и по результатам этого анализа определяется перечень наиболее значимых действий персонала, для которых проводится детальный анализ.
Для детального анализа используются логико-вероятностные модели, предусматривающие построение формализованной (графической) модели действий оператора в каждой аварийной ситуации. При этом в качестве аппарата структурного анализа совокупности действий используются схемы функциональной целостности (СФЦ) или дерево событий, связанное с действиями персонала.
При детальном моделировании действий персонала из последовательности действий, необходимых в рассматриваемой ситуации, выделяют отдельные элементарные действия (операции). Для каждой из них определяются (назначаются) количественные характеристики надежности.
Вычисление показателей надежности персонала производится по построенной логико-вероятностной модели с использованием количественных характеристик надежности для элементарных операций. При этом результирующая вероятность выполнения (невыполнения) всей (сложной) задачи оператором и будет количественно характеризовать его надежность.