Е.2.2 Основные факторы, определяющие надежность персонала

 

В процессе анализа необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на надежность персонала:

– временной фактор (длительность периода времени, которым располагает персонал для выполнения тех или иных действий);

– характер действий (простое (элементарное) действие, комплекс сложных операций);

– факторы, формирующие поведение персонала (уровень стресса, параметры внешней среды и т.д.);

– факторы контроля и восстановления (наличие возможности проверить правильность поданной команды (выполненного действия), возможности повторить действие, выполнить операцию другим способом и т.д.);

– зависимости в действиях персонала (выполнение неправильного действия вследствие неправильного считывания информации КИП и т.д.).

Временной фактор характеризуется резервами времени, которыми персонал располагает для принятия решения о выполнении действий, а также временем, необходимым для выполнения требуемых действий.

По характеру поведения (характеру действий) действия персонала делятся на следующие типы:

– действия, основанные на навыке - хорошо (до автоматизма) отработанные действия по сценариям, изложенным в инструкциях;

– действия, основанные на правилах - действия в знакомых ситуациях, отработанные ранее, которые подробно изложены в процедурах и/или получены из опыта, или при обучении. Действия по правилам менее отработаны, чем действия, основанные на навыке, поскольку они выполняются реже и являются, как правило, более сложными, а также зачастую требуют повышенного осознанного контроля;

– действия, основанные на знаниях - действия в незнакомых ситуациях, предпринимаемые в процессе осознания ситуации с использованием накопленных ранее знаний и опыта.

К факторам, формирующим поведение персонала, относятся:

1) характер и качество инструкций (простота/сложность предписываемых процедур, событийное описание или симптомно–ориентированные указания по их выполнению, степень детализации и т.д.);

2) подготовка (опыт) персонала к действиям в аналогичных ситуациях;

3) качество интерфейса "человек-машина" (удобство считывания информации с показывающих приборов, работы с органами управления и др.);

4) отработанность взаимодействия и качество связи между различными категориями персонала;

5) нагрузка (дискретные (поэтапные) операции, не требующие оперативного вмешательства в ход процесса, или динамичные операции, требующие высокой концентрации внимания);

6) стресс.

Факторами, влияющими на возможность контроля и исправления ошибок, являются:

– резерв времени;

– количество операторов, участвующих в выполнении задачи;

– присутствие контролирующего должностного лица.

Зависимости в действиях персонала, влияющие на вероятностные характеристики надежности персонала, могут проявиться в следующем виде:

– зависимости между действиями, выполняемыми одним и тем же оператором в рамках одной задачи;

– зависимости между операторами, участвующими в решении одной задачи, включая контроль ее выполнения;

– зависимости между разными задачами, решаемыми персоналом в одной и той же аварии.

 

Е.2.3 Этапы анализа надежности персонала

 

Анализ надежности персонала включает отборочный анализ и детальный анализ.

Для отборочного анализа используются скрининговые оценки действий персонала. Под скрининговыми оценками подразумеваются упрощенные (консервативные) оценки надежности действий персонала, выводимые с помощью упрощенных моделей. Рекомендации по выполнению отборочного анализа приведены в руководстве по анализу надежности персонала SHARP (Systematic Human Actions Reliability Procedure).

Скрининговые оценки используются в ходе выполнения предварительного количественного анализа надежности систем и вероятности реализации АП. В ходе и по результатам этого анализа определяется перечень наиболее значимых действий персонала, для которых проводится детальный анализ.

Для детального анализа используются логико-вероятностные модели, предусматривающие построение формализованной (графической) модели действий оператора в каждой аварийной ситуации. При этом в качестве аппарата структурного анализа совокупности действий используются схемы функциональной целостности (СФЦ) или дерево событий, связанное с действиями персонала.

При детальном моделировании действий персонала из последовательности действий, необходимых в рассматриваемой ситуации, выделяют отдельные элементарные действия (операции). Для каждой из них определяются (назначаются) количественные характеристики надежности.

Вычисление показателей надежности персонала производится по построенной логико-вероятностной модели с использованием количественных характеристик надежности для элементарных операций. При этом результирующая вероятность выполнения (невыполнения) всей (сложной) задачи оператором и будет количественно характеризовать его надежность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: