Политическая система современного российского общества

Начиная с 1917 года и до начала 90-х годов в России существовала политическая система тоталитарно-советского типа. Формально по конституциям 1924, 1936, 1977 годов высшая власть в СССР принадлежала Советам народных депутатов всех уровней. Фактически же реальная власть принадлежала верхушке Коммунистической партии — партийной номенклатуре. КПСС присвоила себе монопольное право формирования и функционирования политической власти как в центре, так и на местах, присвоила себе также право контроля над законодательной, исполнительной и судебной властью. Это фактически упраздняло принцип разделения властей в системе государства. Советское государство превратилось в партгосударство, в котором политические свободы и права граждан были зафиксированы лишь формально, но реально отсутствовали. Законы защищали лишь интересы государства и коллектива, а не отдельной личности.

Правящая партия — КПСС фактически уничтожила все проявления политической оппозиции (даже нелегальной). Оппозиционные, отличные от официальной точки зрения, взгляды проявлялись в это время преимущественно в форме диссидентства, преследуемого властями.

Наличие строгой цензуры над средствами массовой информации и коммуникации привело к практике дозирования информационных потоков для широких гражданских масс, что в свою очередь позволило манипулировать массовым политическим сознанием, создавать требуемые властными структурами своеобразные штампы и образцы политической культуры у советских граждан. Пропагандистско-идеологическая машина политического режима без устали работала, доказывая преимущества советского образа жизни, советской системы власти, советского мировоззрения и советской культуры перед «загнивающим» Западом. Электронные и печатные средства массовой информации тиражировали леденящие сердце подробности жизни людей в трущобах Глазго, безработных США, Японии, убеждая советского обывателя в правильности политики КПСС и курса на «светлое коммунистическое завтра».

Одной из характерных особенностей советской политической системы являлись отсутствие гражданского общества и создание его институтов сверху по инициативе и под эгидой государства и партий. Профсоюзы, комсомольская и пионерская организация — яркое подтверждение этому.

Подобная организация сверху институтов гражданского общества имела своей целью создание в сознании общества этатического уровня восприятия политической действительности, когда в широком гражданском сознании личные интересы либо полностью нивелировались, либо идентифицировались с государственными интересами. При таком положении власть добивалась высоких уровней мобилизации общества на выполнение целей и задач, решаемых советской политической системой. «Народ и партия едины», «Партия сказала: «надо», — комсомол ответил: — «есть».

В экономической сфере жизни общества господствовала административно-командная система, основанная на общенародной форме собственности и директивно-плановой системе хозяйствования.

В начале 90-х годов XX в. в результате провала политики перестройки и распада СССР в России произошли кардинальные изменения в политической системе. Разрушен принцип номенклатурного формирования органов власти, ликвидирована монополия на власть КПСС, упразднены Советы как высшие представительные органы власти на всех уровнях, начали складываться новые, демократические институты власти (Президент, Федеральное собрание, главы администраций и законодательные собрания на местах), базирующиеся на принципе альтернативных выборов. Все это создало определенные предпосылки для замены тоталитарно-советской системы на демократическую.

Однако эти предпосылки еще далеки до практической реализации. Современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения государства и гражданского общества, в современной России установилась авторитарная плюралистическая политическая система. Эта система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является Президент и его администрация. В институциональной подсистеме заметно выражены акцент в перераспределении полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Плюрализм же проявляется в разделении власти в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъекта Федерации. Одной из примечательных особенностей современной российской политической системы является слабое организационное оформление политических партий, их ограниченный доступ к процессу принятия политических решений. Принятие политических решений в нашей стране осуществляет узкая группа лиц: Президент — глава администрации — премьер-министр и их ближайшее формальное и неформальное окружение. Это придает современной политической системе России некоторые яркие черты олигархичности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Евдокимов Е. Б. Партии в политической системе буржуазного общества.— Свердловск, 1990.

Перегудов С. Л,, Холодковский К, Г. Политические партии: мировой опыт и тенденции развития // Коммунист. — 1991.№ 2.

Тимошенко В. И. Доктрины российских политических партий // Социально- ] политический журнал.—1995. № 3.

Холодковский К. Г. Российские партии и проблемы политического структу­рирования общества // Мировая экономика и международные отношения. —1995. №10. Шмачкова Т. Е. Мир политических исследований. — 1992. № 1-2.


 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

1. Понятие «политический режим». Демократический режим

2. Тоталитарный режим 3. Авторитарный режим. Политический режим в России



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: