Место государства в политической системе общества

При рассмотрении проблематики политической системы общества из позиций государственно-правовой науки нужно, однако, четко определиться относительно того, что именно государство как орган власти и управление в масштабе всего общества выступает ее стержневым элементом, ядром.

Именно вокруг государственной власти как концентрированного воплощения политики в общенациональном измерении формируются интересы других политических институтов, точится борьба политических партий за то, чтобы получить рычаги государственного управления. В самой государственности с точки зрения реализации политических интересов и программ руководящими выступают такие государственные институты, как парламент и правительство. Депутаты парламента и члены правительства, которых приводит на должности политическая партия, которая победила на выборах, занимают в этих органах так называемые политические должности и потому квалифицируются как политические служащие [8, ст. 49].

Особый статус государства в политической системе общества обусловлен тем, что именно государство в отличие от политических партий, блоков политических партий и движений:

1) объединяет все население страны на условиях особого членства в государстве, своеобразной принадлежности к государства, которая связана с фактом постоянного обитания на ее территории, или обретение такого специфического признака, как гражданство или подданство. Это дает возможность квалифицировать государственную власть как наиболее эффективное средство мобилизации усилий всех членов общества, позволяет государству в отличие от политических партий использовать основные ресурсы общества, прежде всего — административный ресурс, для решения тех или других актуальных проблем;

2) выступает как внутри страны, так и за ее пределами от лица и по уполномочию народа как единого законного представителя народного (национального) суверенитета. Никакая политическая партия или политическое движение не имеют таких исключительных полномочий, не могут выступать от лица народа, поскольку представляют интересы лишь его определенной части. В международных отношениях это позволяет государству олицетворять народ, быть персональным членом межгосударственного политического общения, субъектом международного права, заключать от своего имени международные договора, входить в состав международных организаций.

3) представляет собой единую форму политической организации населения, которая отбивает и реализует общенациональную волю, которая интегрируется на основе интересов граждан, социальных групп и слоев населения при посредничестве институтов гражданского общества, связывает в одно целое как политическую систему общества, так и все общество в целом. В этом понимании государство выступает признаком, атрибутом современного общества, которое способно осознавать свою идентичность, выделять собственные актуальные проблемы и решать их солидарными усилиями всех своих граждан;

4) государственная власть как наиболее существенный признак государственной организации имеет такое политико-правовое свойство, как суверенность, которая дает возможность признавать государственную власть верховной над проявлениями других форм публичной власти внутри страны, которая тянет за собой право признавать недействительными любые противозаконные решения других субъектов политической системы, и независимой в межгосударственных отношениях;

5) выдает общеобязательные правила поведения, прежде всего в форме законов, а также других нормативно-правовых актов, доказывает их к реализации. Конечно, политические партии также могут принимать свои акты уставы, программы, текущие решения, но эти документы имеют лишь внутреннее значение, распространяются только среди них членов, приходятся к реализации организационными средствами партии и воспитательной работой;

6) имеет постоянный профессиональный аппарат для осуществления управления обществом, в котором работают специально подготовленные для такой деятельности кадры — государственные служащие. Для них профессионального обучения и подготовки функционирует разветвленная система подготовки и повышения квалификации работников государственного аппарата. Статус государственных служащих и вопрос прохождения ими службы в государственных органах регулируются специальным законодательством;

7) владеет монополией на легальное применение насилия, которое осуществляется с помощью вооруженных сил и других «материальных придатков власти» — учреждений для удержания осужденных и т.п. На это обстоятельство ярко указывал известный немецкий социолог XX столетие Г. Вебер, который отмечал, что не может существовать социологического определения государства через ее функции или направления деятельности, поскольку она может заниматься разной деятельностью согласно обстоятельствам, которые сложились в конкретно-историчной ситуации, но всегда при любых обстоятельствах и в любые времена государство владеет монополией на насилие, применение мер принуждения [7, ст. 36].

Поэтому никакая политическая партия не может претендовать на создание собственных вооруженных формирований, применять к своим членам или другим лицам меры принудительного характера. В частности, присвоение политическими партиями или другими объединениями граждан полномочий на образование военизированных формирований запрещается Конституцией Украины 1996 года и преследуется законом.



ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

 

Понятие и значение

Государство — не только результат развития общества, а и фактор формирования политической системы общества.

Политическая система общества — упорядоченная на началах правая система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (или противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержание или участия в политической власти; это механизм организации и функционирование политической власти.

Государство хотя и самая важная, но не одна лишь политическая организация в обществе. В состав политической системы общества входят такие негосударственные общественные объединения, как партии, профессиональные союзы, женские организации, общественные движения (например, Народное движение в Украине), институты общественной мысли и др.

Элементы политической системы общества:

• субъекты политики — государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и др.;

• политические нормы и принципы;

• политические отношения;

• политическая идеология, сознание, взгляды, культура;

• связи между названными элементами.

Взаимодействие элементов (компонентов) политической системы общества позволяет выделить пять подсистем ее функционирования.

1. Институциональная — субъектный состав (народ, социальные слои, политические партии, общественные организации и другие объединения граждан, трудовые коллективы, государство и др.).

2. Нормативная (регулятивная) — система политических (а также правовых) норм и принципов, которые регулируют отношения между народами, социальными группами, партиями, политическими лидерами.

3. Функциональная — политические отношения, политический процесс, политический режим, поскольку через них формируется, меняется, осуществляется политика.

4. Идеологическая — политическая идеология, сознание, взгляды, культура, возможность гражданина оценить политическое бытие и избрать вариант поведения.

5. Коммуникативная — интегративные (объединяющие) связи всех подсистем функционирования политической системы общества в целом [7, ст. 37].

Каждая из самостоятельных частей — звеньев политической системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности, самостоятельность в решении вопросов, которые принадлежат к ним внутренних и внешних дел.

Указанные элементы и части объединяются в единую политическую систему категорией «политическая власть».

Особое место в политической системе общества принадлежит государству, поскольку она является главным средством достижения целей, которые возникают перед обществом, концентрирует в себе многообразие политических интересов, предоставляет устойчивость политической системе с помощью упорядочения ее деятельности.

Признаки государства, которые отличают ее от общественных объединений:

1) в каждой политической системе общества может существовать лишь одно государство, а общественных объединений — много;

2) государство — организация всего населения, а общественные объединения — части населения;

3) лишь государство есть единоличной полновластной организацией в масштабе всей страны, способной защитить основные права и свободы всех лиц, которые находятся на ее территории;

4) лишь государство имеет в своем распоряжении специальный аппарат, который занимается управлением общественными делами;

5) лишь государство имеет в своем распоряжении специальные учреждения и заведения принудительного характера и имеет монопольное право применять принуждение на своей территории; общественные объединения лишенные этих признаков;

6) лишь государство имеет монопольное право выдавать юридические нормы, обязанности для всего населения, и обеспечивать их реализацию. Общественные объединения принимают программы, уставы, текущие решения, которые имеют внутриорганизационное значение;

7) лишь государство имеет монопольное право устанавливать и взимать налоги, формировать общенациональный бюджет;

8) лишь государство является официальным лицом (представителем всего народа) внутри страны и на международной арене суверенной организацией. Общественным организациям такие качества и функции не присущий. Они решают локальные по своему смыслу и объемом задачи в сурово определенной сфере общественного жизни.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: