Выполнение поставленных задач,
Выполнение плановых показателей,
Количество отработанных человеко-дней,
Коэффициент затратоемкости рабочего времени на выполнение конкретного вида работ,
Прирост объема прибыли на каждого сотрудника кафе и др.
Перед каждым сотрудником ставятся задачи, за ходом выполнения которых ведется постоянный контроль со стороны как руководства, так и коллег.
Анализ кадрового состава позволил определить, что среди женщин, работающих в кафе, 78% замужем и имеют от одного до четырех детей в возрасте старше четырех лет. В отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком ни находится ни одна сотрудница кафе. Оставшиеся 22% не состоят в браке, из них 8 имеют детей в возрасте от 5 лет и старше. Причем, общий процент детей дошкольного возраста невелик, всего 4% всего общего числа детей женского персонала. Проведенные исследования позволяют сказать, что при трудоустройстве предпочтение отдается женщинам либо имеющим детей школьного возраста, либо не имеющим детей и в ближайшие 3-5 лет не планирующими обзаводится семьей. Данная ситуация и отношение администрации к этому вопросу настораживает, принимая во внимание общий кризис деторождения в нашей стране. Подобное отношение напрямую ставит сотрудниц кафе перед дилеммой - либо рожать и не работать, либо работать и не рожать. Это явные признаки половой дискриминации, поскольку наличие детей у мужчин не является одним из главенствующих факторов при трудоустройстве и дальнейшей работы.
Согласно данным, изложенным в пункте 1 в кафе нет сотрудников пенсионного возраста, а пенсионеры были уволены в 2002-2003 гг. это подтверждает, что руководство кафе стремится сформировать свой штат из молодых и перспективных специалистов.
Анализ причин увольнения заставил поставить вопрос, в чем же истинная причина увольнения 36% всех уволенных сотрудников - собственное желание. Из 4 уволенных сотрудников - 2 сменили постоянное место жительства, а 2 остальных находились 1/8 всего рабочего времени в отпусках по болезни по причине хронических заболеваний. Учитывая данный факт, вопрос об истинных причинах увольнения остается открытым.
Система отпусков отработана очень четко. В январе разрабатывается график отпусков с учетом пожеланий каждого сотрудника. Отпуск составляет 28 рабочих дней и по желанию работника может быть разбит на две части. Относительно системы оплаты труда можно сказать, что каждый сотрудник имеет жестко регулируемый оклад, который индексируется через определенный период времени с учетом темпов инфляции.
В кафе мало уделяется внимания дополнительным льготам для сотрудников. Кафе не строит жилья, не имеет детские сады своим работникам, не субсидирует расходы на питание и транспорт. В кафе нет в штате психолога, который бы помогал в решении личных проблем работников. Среди всех праздников сотрудники встречают в кругу коллег лишь Новый год. Данная ситуация негативно сказывается на установлении дружественных отношений.
В ряде отделов кафе прослеживается нездоровый морально-психологический климат. Это проявляется в том, что не все сотрудники доброжелательно воспринимают критику, ряд руководителей среднего и низшего звена оказывают давление на подчиненных. Степень включенности в процесс взаимопомощи низкая.
Психология малых групп и коллективов
Анализ социально-психологического климата в коллективе "Фуд-корд-Новосибирск" производится на основе социометрических измерений. Сплоченно коллектива магазина мы будем рассматривать по методике Дж. Морено. Исходными данными при проведении расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому коллектива был а вручена социометрическая карточка.
Перед каждым членом респондентов ставился вопрос "С кем бы вы хотели (не хотели работать вместе". Отвечая на вопрос каждый опрашиваемый определял свое отношение к другим членам коллектива: А) "+" положительный выбор (желание вместе работать), Б) " - " - отрицательный выбор (нежелание работать вместе), В) "0" безразличный выбор
Таблица 1 - Социометрическая матрица опроса членов коллекти
| |||||||||||||
№ | Кто выбирается | Кого выбирают | Количество отданных выборов |
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | + | - | Всего | |||
1 | Директор | **** | + | 0 | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | |
2 | Бухгалтер | + | ** ** | + | - | - | - | 0 | 0 | 2 | 3 | 5 | |
3 | Менеджер 1 | + | + | **** | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | |
4 | Менеджер 2 | + | - | + | ** ** | + | + | 0 | 0 | 4 | 1 | 5 | |
5 | Менеджер3 | + | + | + | + | ** ** | - | 0 | 0 | 4 | 1 | 5 | |
6 | Рабочий | - | - | - | - | - | ** ** | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | |
7 | Уборщица | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ** ** | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8 | Посудомойщик | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ** ** | 0 | 0 | 0 | |
Количество Полученных выборов | + | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 13 | |||
- | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 0 | 0 | 11 | ||||
Всего | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 0 | 0 | 24 | ||||
На основе данных, изложенных в таблице 1. можно судить о степени и характере потребности членов группы и всей группы в целом. Наивысшую потребность в общении проявляют бухгалтер, менеджер 2, менеджер 3 и рабочий (у них по пять выборов из пяти возможных). Умеренную потребность в общении проявляют директор и менеджер 1 (по два выбора из пяти возможных). Вахтер и уборщица вообще не испытывают потребности в общении ни с кем В целом в коллективе потребность в общении недостаточно высока 24 выбора из 56 возможных).
На основе данных таблицы, составим структуру анализируемых отношений в группе в графическом виде, в виде социограммы).
Рисунок 7 - Социограмма
Анализируя социограмму можно отметить следующее:
Директор имеет желание общаться только с Бухгалтером, отторгает рабочего, а ко всем остальным относится нейтрально и не высказывает желания к общению.
Товаровед выражает желание общаться с директором и менеджером 1, менеджера 3 и рабочего категорически отторгает.
Менеджер 1 стремится к общению с Директором, бухгалтером. Ко всем остальным его отношение нейтрально.
Менеджер 2 стремится к общению с директором, менеджером 1, менеджером 3, и рабочим. Причем менеджер 2 единственный, кто желает общаться с рабочим.
Менеджер 3 желает общения с директором, бухгалтером, менеджером 1, менеджером 2 и отторгает рабочего.
Рабочий не желает общения совершенно ни с кем в опрашиваемом коллективе, отторгает пятерых человек, а к двум нейтрален.