Динамические репрезентации

Ментальные состояния представляют собой взаимоотношения мозг-среда, а также функции мозга. Динамические временные изменения координируют тело и среду, благодаря чему образуются значения, а значения определяют ментальные состояния. Нервная система поддерживает отношения организм-среда, однако она не порождает и не репрезентирует их. Это подтверждается тем фактом, доказывают сторонники данного подхода, что у биологических видов, обладающих совершенно различными нейронными структурами, наблюдаются функционально сопоставимые формы поведения.

Какие проблемы рассматриваются в рамках когнитивной психологии (и, соответственно, какие теории существуют)?

Память.  Один из важнейших экспериментов не только для понимания природы памяти, но и для когнитивной психологии в целом был проведён Стернбергом (1969), изучавшим мысленное сканирование объектов в памяти. Он просил испытуемых запомнить список слогов или цифр, а затем предъявлял им ещё один слог или цифру. Их задачей было как можно скорее определить, относится ли данный слог или цифра к заученному ими списку или нет. Чем длиннее был список, тем большим было время реакции испытуемых, независимо от того, содержался ли контрольный слог в списке или нет. Он пришёл к заключению, что поиск в памяти предполагает серию последовательных сравнений нового элемента с каждым из содержащихся в памяти и продолжается до конца списка даже в том случае, если соответствие найдено (одно из объяснений – благодаря очень высокой скорости сканирования (38 миллисекунд на каждый пункт) проще пройти по всему списку сразу, прежде, чем дать ответ после каждого сравнения).

Тулвинг (1996) находит множество систем долговременной памяти и их нейронной основы. Ещё в 1958 году Пенфилд (нейрохирург) проводил электрическую стимуляцию различных участков поверхности коры головного мозга у больных эпилепсией со вскрытой черепной коробкой и местным наркозом. Пациенты в бодрствующем состоянии описывали ощущения. Эти ощущения были различны: от покалываний и онемения до зрительных сцен и воспоминаний прошлых событий, звуковых, цветных или тактильных ощущений.

Эстес (1980) утверждает, что в отличие от компьютера с высокой скоростью доступа и точностью воспроизведения, у людей не возникает необходимости в такой быстроте т точности, однако сохраняемая памятью человека информация обеспечивает быструю адаптацию к условиям окружающей среды. Фактически мы вообще не можем говорить о том, что человеческая память в буквальном смысле хранит что-либо; она просто изменяется, являясь функцией опыта.

Уоткинс (1990) рассматривает память как функцию среды и «состояния души» запоминающего лица, его личной истории.

С точки зрения так называемых семантических сетей любое знание состоит из ассоциаций. Эти ассоциации размещаются в узлах (пересечениях информации) и связаны с разной силой. Слово «подушка» имеет более сильную связь со словом кровать, чем со словом «дверь», тогда как слово «голова» и «простыня» имеют с первым связи средней силы. Кровать, подушка и простыня могут являться частью сети взаимосвязей, в которых подушка занимает центральное положение, и в различной степени обладать активирующей силой.

Продукционные системы, объясняющие механизм памяти основаны на правилах имплификации («если – то»), как, например: «если плата за обучение опять поднимется, (то) я, наверно, не смогу учиться далее…». Этот тип правил уже давно используется в логических системах и стал предметом интереса когнитивной психологии вследствие предположения, что долговременное хранилище памяти содержит большое количество правил «если-то», тогда как хранилище оперативной памяти содержит информацию, которая обрабатывается в настоящий момент. В случае, когда возможен более чем один вариант, оперативная память отбирает наилучший (Невелл, Томпсон, Манн, 1995).

В рамках психолингвистики Хомский (1965) утверждал, что в каждом человеке генетически заложена универсальная форма грамматики. ПО мере взросления ребёнка грамматическая форма разворачивается и модифицируется языковым сообществом, к которому он принадлежит. Этим объясняется определённое структурное сходство всех языков. Однако Смит (1982), Шлесингер (1984) показали, что процесс языкового развития более сложен и в высшей степени индивидуализирован.

В нейропсихологических исследованиях когнитивисты используют ЭМГ (электромиографию). Измеряется электрический потенциал, генерируемый в мышцах. Ещё в 1932 году Якобсон установил, что когда испытуемые находились в состоянии полной релаксации и электрические потенциалы в мышцах не генерировались, испытуемым было трудно представить себе что-либо. Воображение, следовательно, также является поведением в виде едва различимых мышечных движений, по мнению бихевиористов. Когнитивисты же считают, что данный эксперимент свидетельствует о функционировании разума. Касиоппо и Петти (1981) пытались показать как мышечные движения сопровождают умственную обработку информации и дополняют вербальные и другие поведенческие измерения разума.

В экспериментах, посвящённых изучению памяти, исследования префронтальной коры методом магнитно-резонансной томографии показали, что когда испытуемые запоминают лицо, наиболее активен средний отдел (Кортни, 1997). Когда испытуемые пытаются запомнить последовательность букв, активная зона частично перекрывает область, обнаруженную Кортни и его коллегами. Авторы полагают, что обнаружили области, соответствующие хранилищам оперативной памяти.

Когнитивной нейронауке приходится иметь дело с физическими дефектами мозга, в некоторых случаях – в тяжелой форме, которые не приводят, однако, к когнитивной дефицитарности. Английский невролог Джон Лорбер (1981) сообщает, что сканирование мозга пациентов, страдающих годроцефалией, свидетельствует о том, что в половине даже крайне тяжелых случаев, когда 95% черепа заполнено спинномозговой жидкостью, убольных не было обнаружено нарушений интеллектуальной деятельности. Известен случай, когда студент, у которого практически не было мозга, имел IQ = 126, сдавал экзамены по математике более чем на отлично и не проявлял никаких социальных отклонений. Случай из армейской практики.

Приведённые примеры подрывают фундаментальные положения когнитивной нейронауки: поскольку данная система полагает, что мозг содержит и продуцирует психологические события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: