Лекция 5. Эко-бихевиоральная наука/Экологическая психология

 

Когда мы входим в магазин, мы включаемся в определённые структуры поведения как в отношении продающихся там товаров, так и в отношении обслуживающего персонала. Мы идём в продуктовый магазин, когда он открыт, берём тележку для покупок, встаём в очередь, ждём, расплачиваемся. Данный паттерн поведения предсказуем. Описание нашего поведения на почте, на рабочем месте, на спортивной площадке будет столь же предсказуемо. Всё это «поведенческие сеттинги». Мы следуем ожидаемым паттернам конкретного сеттинга, и наша индивидуальность не оказывает при этом практически никакого влияния. Естественные сеттинги, с их упорядоченным и саморегулирующимся характером, являются предметом экоголоческой психологии – в последнее время часто называемой эко-бихевиоральной наукой или наукой о поведенческих сеттингах. Роджер Баркер считается одним из основателей данного направления.

Устойчивые паттерны поведения тесно связаны с окружением, которое по большей части является неодушевлённым (столы, приборы, стены и т.п.) Эти неодушевлённые компоненты являются неотъемлимой частью поведенческих паттернов; более того, поведенческие паттерны с трудом реализуются в их отсутствие. Баркер использовал для обозначения взаимоотношений между формами поведения и физическими объектами термин синоморфы (тождественные структуры). Набор синоморфов составляет структуру поведенческого сеттинга.

Поскольку физические науки избегают изучения событий, включающих поведение, а поведенческие науки избегают изучения событий, включающих неодушевлённые объекты, область взаимодействия между ними игнорируется как первыми, так и вторыми. Эта область отношений, которая оказывается неохваченной, тем не менее, включает значительную часть человеческой деятельности. Предложенная Баркером эко-бихевиоральная наука претендует на роль новой науки, рассматривающей некоторые формы этой деятельности.

Эко-бихевиоральная наука видит свою роль в качестве «трансдьюсера» (в буквальном переводе с латыни – «ведущего через»), а не в качестве оператора. Будучи трансдьюсером, она регистрирует события, которые наблюдает в естественном окружении, и систематизирует результаты наблюдения по категориям для хранения и анализа. Происходящие в данный момет события сами являются операторами, а психолог – «послушным получателем, кодировщиком и передатчиком информации».

Баркер исследует, к примеру, последствия переукомплектованности и недоукомплектованности в поведенческих сеттингах. В случае недоукомплектованности наблюдаются более низкие требования к приёму в сеттинг, участие большинства индивидов в выполнении более сложных задач, большая частота как успехов, так и поражений, и большая субъективная ценность каждого из участников в восприятии других участников сеттинга. В небольших рабочих коллективах работники больше взаимодействуют друг с другом, сильнее ощущают свои обязательства по отношению к другим работникам и участвуют в выполнении более трудоёмких задач, чем работающие в составе больших коллективов. Переукомплектованные сеттинги, напротив характеризуются меньшим количеством вопросов, задаваемых новичкам, вероятно, вследствие большего смущения тем, что они не владеют нужной информацией, а также тем, что они кажутся чужими в коллективе. Существуют также характерные для каждого сеттинга пределы числа участников, которое он может принять (Гамп, 1964). Интересный факт наблюдается также при росте числа общественных организаций, учреждений (предполагющих новые сеттинги).Чем больше общественных учреждений, тем сильнее тенденция людей уходить или пропускать общественные мероприятия.

Если лидеры одного поведенческого сеттинга или относящиеся к нему неодушевлённые объекты могут быть помещены в другой поведенческий сеттинг, то оба сеттинга имеют одинаковый генотип. Например, игроки в большинстве игр или спортивных мероприятий могут быть заменены другими без каких-либо значительных изменений стереотипа. Аналогичная ситуация имеет место с физическим и объектами, если заменить стулья и стол в приёмной стоматологической клиники на другие в равной степени пригодные предметы мебели, сеттинг будет продолжаться без изменений (генотипические сеттинги).

Фактически наблюдаемые формы поведения – это фенотипы, поведенческие эпизоды, регулярно встречающиеся в различных сеттингах (фенотипные сеттинги). Они не зависят от индивидуумов и представляют функцию, тогда как генотипы представляют структуру. Их можно обнаружить в таких социальных системах, как группы взаимопомощи ли сеансы психотерапии. В исследовании групп взаимопомощи (так называемых GROW), помгающих людям справляться с жизненными проблемами, «понимая и принимая», тринадцать групп, относились к одному генотипу, но различались по 4 фенотипам: для одних были характерны более личные, а для других – более безличные отношения; в одних общение носило более рекомендательных характер, а в других приближалось к беседе. Одна группа отличалась слабым руководством: встречи проходили хаотично, постоянно отклонялись от цели, участники не раскрывались друг пере другом, а больше занимались пустыми разговорами. В другой группе руководство было сильным,члены группы работали друг с другом и за пределами группы. Эти фенотипические паттерны оставались устойчивыми, несмотря на активную смену состава групп.

В работах Баркера и Вригта было также обнаружено, что максимальное число эпизодов, в которых заняты дети в любой момент времени, равно 4, и что дети редко участвуют более чем в 3 эпизодах одновременно.

В целом следует отметить, что большинство новаторских исследований эко-бихевиоральной науки относится к сфере фундаментальной, а не прикладной науки. Тем не менее, в современной психологии используется множество разработок Баркера для достижения более удобного и эффективного функционирования автобусных остановок, больничных покоев, жилищных условий и т.п. Разработки эко-бихевиоральной науки используются энвайроментальной и общественной психологией.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: