Лекция 7. Диалектическая психология

 

Спор – форма диалектики. Необходимы диалог и взаимообмен.. в буквальном переводе диалектика – разговор между двумя людьми. Три основные характеристики диалектики:

1. Всё реально существующее есть целое с взаимосвязанными частями.

2. Реальность составляют не статичные состояния, а противодействующие силы, и в каждом случае разрешение противоречий между ними порождает новые противоположности.

3. Реальность находится в процессе непрерывного изменения.

В области психологии диалектический процесс предполгает, что взаимодействие конкретного человека с миром – это развивающийся процесс, который никогда не заканчивается. В результате каждого диалектического обмена изменяется как данный человек, та ки мир, что ведёт к новым взаимообменам. Всё это происходит в контексте смыслов (значений), которые составляют часть этого бесконечного диалектического процесса. Человек и мир не являются независимыми друг от друга и ни один из них не находится в другом.

Диалектический принцип представлен в китайском соотношении инь и янь, греческой традиции 5 века до н. э. Современный вариант диалектики ведёт своё начало от работ Иммануила Канта, Вильгельма Фридриха Гегеля (диалектический идеализм), Карла Маркса и Фридриха Энгельса (диалектический материализм).

Одним из самых известных представителей диалектической психологии в США является Ригель (1979). Он утверждает, что любая стабильность преходяща. Все явления следует рассматривать именно в контексте взаимодействия (например, стадии детского развития, по Пиаже, в Китае не обнаруживают строгой последовательности, зависят от характера обучения, ситуационных переменных). В ходе своих исследований сохранения информации в долговременной памяти Ригель просил студентов колледжа записать в течение 6 минут как можно больше имён людей, которых они знали в течение своей жизни. В большинстве случаев студенты указывали либо имена тех, с кем они общались в раннем возрасте (эффект первенства), либо тех, кого встречали недавно (эффект свежих впечатлений). Лишь незначительное количество имён относилось к промежутку между этими двумя периодами. Юноши упоминали родителей чаще, чем девушки, и одинаково часто называли первым как отца, так и мать. Девушки всегда упоминали сначала мать. Когда Ригель провёл аналогичный эксперимент с людьми среднего возраста, эффект первенства не был обнаружен, а эффект свежих впечатлений проявлялся слабо. При исследовании людей пожилого возраста не наблюдалось ни того, ни другого эффекта. В этих экспериментах можно проследить изменение относящихся к памяти паттернов во времени.Т.Е. Важность тех или иных периодов жизни различается для людей, относящихся к различным возрастным группам.

Квэйл (1947) рассматривал память не как сохраняющийся во времени слепок определённых событий, а как нечто осмысленное, исследуя запоминание слова в предложении как временном контексте; значение слова связано с предшествующими ему словами, а также со словами, которые последуют за данными, но которые, однако, ещё не произнесены.

В диалектической психотерапии упоминают процедуры Линехана и процедуры Омера.

Процедуры Линехана предполагают, что любая истина, к пониманию которой клиент и психотерапевт приходят в результате совместной работы, парадоксальным образом содержит свою противоположность; а потому они должны общими усилиями исследовать эти противоположности, пытаясь обнаружить истины, которые они могли упустить из вида. Используются следующие приёмы:

Парадокс: терапевт не оценивает клиента ни отрицательно, ни положительно, относясь к нему с пониманием, но настаивая, однако, на том, что тот должен измениться. Внимание центрируется на парадоксах нашей жизни.

Рассказывание историй. С целью прояснения проблемы клиента терапевт может рассказывать ему истории, содержание конфликт между обязанностями и желаниями. Например: терапевт и клиент плывут на плоту в океане; клиент испытывает боль от полученной раны, а у терапевта есть несколько обезболивающих таблеток. Должен ли терапевт сразу дать пациенту столько таблеток, сколько тому нужно, чтобы утолить боль, или ему следует распределить выдачу таблеток на длительный период времени? Быть может клиент решит, что у терапевта много таблеток, но он наркоман и приберегает таблетки для себя? Часто эффективными оказываются истории, повествующие о болезненных переживаниях, которые пациент доставляет другим людям, либо описывающие поведение пациента, которое препятствует установлению положительных межличностных отношений.

Роль адвоката дьявола. Терапевт выдвигает тезис, в котором та или иная точка зрения заявлена в крайней форме, а клиент оспаривает его позицию, выдвигая антитезис. В результате возникающей полемики стороны приходят к синтезу. Неуступчивая позиция терапевта вынуждает клиента применять адаптивные стратегии поведения.

Обращение недостатка в достоинство. Нередко то, что клиент рассматривает как недостаток, содержит в себе положительный элемент, который нужно только распознать, признать и развить.

Процедуры Омера не все признают диалектическими.

Парная работа терапевтов. Данная техника позволяет мобилизовать силы пациента. Один их терапевтов, играющий роль плохого, постоянно критикует пациента и возражает ему, тогда как второй – «хороший», выражает своё понимание и поддержку и становится на защиту пациента от нападок «плохого» терапевта.

Чередование антитезисов. Клиента, демонстрирующего противоречивое поведение, просят разыграть по очереди роли, связанные с каждым из двух образцов такого поведения, а затем признать обе линии поведения.

Поворот на 180 градусов.

Используя эту стратегию, терапевт вызывает инфляцию дисфункционального поведения, чтобы можно было более твёрдо противодействовать ему впоследствии. Такая стратегия была использована по отношению к мальчику в школе-интернате, который пребывал в постоянной изоляции, считая, что взрослые враждебно настроены по отношению к нему. После специально подстроенного инцидента, рассчитанного на то, что мальчик убежит, он действительно убежал и вернулся через несколько дней грязный, голодный, измотанный. Взрослый, дежуривший в тот день, отвёл его в столовую, но мальчик был слишком взволнован, чтобы есть. Тогда дежурный отвёл ребёнка на кухню и сказал, что он может есть всё, что захочет. Затем сказал, что уже поздно и устроил мальчика на ночь в холле, так как поздно идти в общежитие. Перед уходом ласково потрепал ребёнка по голове и дружелюбно поговорил с ним. С этого момента отношение ребёнка к школе и взрослым резко изменилось.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: