Храм Вознесения Господня
в Коломенском
Реферат ученика 5 класса «А»
ГОУ СОШ № 867
Голомонова Бориса
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….2
1. История Коломенского……………………………….
1.1. История………………………………………..
1.2.
2. История Храма Вознесения в Коломенском…………..
3. Значение Храма в настоящее время
3.1 …………………..
ВЫВОДЫ …………………………………………...…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………...…………………….......24
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………...…………………….......24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….......25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы:
Цель работы: исследовать
Задачи работы:
· Изучить различные источники информации по заявленной теме;
· Обобщить полученные данные;
· Внести предложения по применению
Гипотеза:
·
· Методы исследования:
· Анализ источников информации;
«бе же церковь та велми чюдна высотою,
красотою и светлостью,
Такова не бывала прежде сего в Руси».
|
|
История Коломенского
Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тысячелетия до н.э.).
История села Коломенского началась в 1237 году, во времена нашествия Батыя. Жители Коломны бежали от хана из своего разоренного города ближе к Москве. Хотели укрыться в стенах Кремля, но он уже был занят москвичами. Тогда беженцы устроили на южной окраине, на высоком берегу Москвы-реки, поселение Коломнинское, названное в память их разрушенного города. Потом оно стало называться Коломенское.
Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV веку и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336 - 1339 годов). Он составил ее перед поездкой в Орду. Коломенское числилось «за государем», было вотчинным родовым владением московских князей.
Здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 года, войска Петра I после Полтавской битвы 1709 года, собирались в военные походы дружины великих князей Московских.
С XIV века Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII веках складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского - царская резиденция, представляющая большую художественную и историческую ценность.
Коломенское полюбил Иван III и устроил в нем постоянную резиденцию. С правления Василия III село переживает начало расцвета. Августейшие жильцы стали заказчиками церквей. Особенность Коломенского в том, что его памятники нельзя рассматривать в отдельности. Только все вместе они образуют исторический феномен, хранящий загадки и тайны, запечатлевший судьбоносные и драматические события русской истории.
|
|
В 1923 году на основе исторически сложившегося архитектурного ансамбля загородной усадьбы русских великих князей и царей здесь был основан небольшой музей, превратившийся в комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское", с территорией 390 га.
История
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Находится в совместном владении Коломенского музея и патриаршего подворья, основанного в 1994 году.
В 1996 году после создания подворья храм был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первое освящение состоялось 3 сентября 1532 года. Второе - 8 декабря 2000 года.
Расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного округа Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Постройка была осуществлена с размахом и материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением единственным и неповторимым.
Возведена в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
Легенда связывает строительство с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. Но возвести сооружение столь сложных конструкций за два года, с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли.
Закладка состоялась на два года раньше рождения. Церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.
После окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву он приехал в начале лета 1528 года. Через 2-3 недели приступил к работе.
Место для церкви выбрали на крутом берегу, в основании которого бил чудодейственный ключ. Сначала заложили трех-престольный «Т»-образный фундамент для храма без подклета. Затем с западной стороны звонницу.
Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. Высота основного храма 42,5 м, высота приделов в 24,6 м. Высота западного притвора 14.4 м. Осенью 1528 года фундамент завершен. Строительные работы на Руси завершались к дню Покрова.
По завершении фундамента казалось, что от родника церковь скрыта крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи надо храм поставить на высокий подклет, что повлекло кардинальную переработку макета. С появлением подклета отказались от боковых приделов и западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы.
С осени 1528 до весны 1529 года переделывали макет. В 1529 году делали подклет. В начале лета выложили звонницу, совмещенную с северным крыльцом.
В 1530 году строили четверик. В 1531 году делали кокошники и восьмерик. В 1532 году сделали шатер. По окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями. Паперти покрыли тесовыми кровлями. На южном крыльце поставили звонницу. Настелили полы рустом руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Работы завершены к концу лета 1532 года.
С начала 1530 года готовились к появлению наследника. С рождением Ивана Грозного в августе 1530 года создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году. При установке для резной спинки в стене четверика сделали выемку в полкирпича.
|
|
Вознесенская церковь - домовая летняя церковь великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи и соединялась крытым переходом с дворцом.
В XVI веке появилась отдельная колокольня - звонница Вознесенского храма. В нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. Она построена на месте деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Колокольню возвели при Василии III в честь рождения второго сына – Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года.
Освящал храм епископ Коломенский Вассиан (Топорков. После освящения Василий III щедро одарил храм драгоценными сосудами и иконами в богатых ризах, устроил трехдневный пир в Коломенском. После его смерти в декабре 1533 года Коломенское дожидалось нового хозяина – Иоанна Грозного.
Грозный любил Коломенское. Построил огромный «увеселительный» дворец и наслаждался прекрасным видом с галереи храма. Здесь: он собирал полки перед походом на Казань; ему сообщили о взятии Астрахани; он любил охотиться. Ходили легенды о кладах с Новгородскими сокровищами, которые он спрятал в подземельях под Вознесенской церковью. Возможно, здесь хранилась его легендарная библиотека. По преданию Иоанн Грозный наложил проклятие: кто приблизится к его «либерии», тот ослепнет.
Архитектура
Высота 62 метра — одна из самых высоких древнерусских построек.
Архитектурный облик простой и ясный, стремительный и монументальный. Построена из большемерного кирпича, детали из белого камня. Церковь выполнена в виде центрического храма-башни, ее план - равноконечный крест.
На галерее имеется монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене и повернут спиной к алтарю. Вокруг храма двухъярусная галерея-гульбище, опирается на аркады, с тремя высокими крытыми лестницами-всходами. Сначала гульбища были открытыми, за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда он раздавал милостыню после богослужения.
|
|
Небольшая площадь внутреннего помещения церкви не соответствует огромной массе всего сооружения. Отсутствуют апсиды.
Скульптурность и динамичность достигнуты благодаря отдельным объемам храма. Они не имеют выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, плавно переходят один в другой с помощью промежуточных композиционных звеньев — закомар и кокошников.
Вертикальный объем расчленен по высоте на три основных части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане.
Устройство перехода от четверика к восьмерику: в углах четверика расположены разгрузочные арки (ряды тройных кокошников, из которых вырастает восьмигранный столп). Переброшены с опоры на опору и стянуты кольцом кованых железных связей.
Шатер выложен из кирпича с выступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. Грани нижнего объема отделаны пилястрами в духе раннего Возрождения и украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста».
С шатром были применены пристенные пилоны. Это позволило построить огромное здание с «летящей» архитектоникой. По низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы не гладкие. В здании есть «ренессансные» элементы.
Устройство светового шатра, восьмерика и двойных угловых оконных проемов в четверике создает равномерную освещенность внутреннего пространства.
Внутреннее помещение храма с большой толщиной стен, занимающих 2/3 площади застройки, составляет около 100 кв.м. Внутри каменный шатер на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом. Отсутствие росписей подчеркивает простоту и скромность интерьера.
Большая высота и обилие света создают впечатление легкости и воздушности внутренней площади. Освещенность усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Создается игра света - от ослепительно-яркого до затененного.
Внутри церкви преобладает белый цвет. Реставрационными работами установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально. В помещении прекрасная акустика.
Первоначально пол церкви был выложен красными и черными треугольными керамическими плитками, уложенными "конвертом", а в XIX веке был покрыт квадратными каменными плитами.
Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз был потрясен зрелищем храма: "Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, любовался, многое поражало меня, но древнее время в России, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор…стоял вблизи Миланского собора…А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный".
Высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С его верха хорошо виден другой пункт - шатровая церковь в дворцовом селе Остров, вниз по реке в 14 км. Из Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана на берегу Москвы-реки у села Чулкова - оттуда дали вплоть до Бронниц.
Цепь наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе. Если наблюдатели замечали внезапное появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так тревожная весть мгновенно долетала до Москвы. Специально для наблюдателя под главой церкви, в барабане купола, было небольшое помещение. Попадали в него по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх по металлической лестнице-стремянке, спускающейся от креста.
И вся красота поднебесная
Градостроительная модель средневековой Москвы - «Третий Рим», единственная наследница Византии, богоизбранная держава, призванная сохранить Православную Церковь.
В этой модели великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. В отличие от Иерусалима, ось храма развивалась не на Восток, а на юг – от Кремля в Коломенское через Замоскворечье. Храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима.
Архитектура белоснежного, стройного, граненого, как кристалл, храма, взмывающего в небо на высоком берегу Москвы-реки, символизировала Вознесение Господне.
При Борисе Годунове Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы. Храм подчеркивал роль московских государей и всего государства Российского как оплота и защиты Православной Церкви согласно идеологии «Третьего Рима». Огромная высота храма дала свободу внутреннего пространства. Оно создавало ощущение свободного вознесения взоров и душ, устремленных к небу.
В нем выражалась самобытность России как самостоятельной православной цивилизации. В христианской традиции шатровая сень как образ Божественной благодати возводилась над священным местом, символизируя его богохранимость и нисходящую на него благодать Божию.
Одноглавие шатрового храма символизирует Христа как Главу Церкви. Храм словно сам становился столпом Церкви и веры.
Видят в нем русскую молитву в камне. Вознесенский храм сравнивают с мощным деревом, вросшим в землю крепкими корнями, символизирующим райское «древо жизни» и древо великокняжеского рода.
Спорят о шатровой архитектуре. Кто считает шатер национальным стилем, родившемся из деревянного русского зодчества. Кто видит итальянские, полоцкие, татарские истоки. Есть объяснение: увеличение московского населения требовало храмы, которые могли бы вместить больше народу, внутренние столбы мешали, поэтому зодчие возводили первые бесстолпные храмы, где кровля опирается прямо на стены.