В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.
Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные[12,стр.62]. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.
Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
|
|
Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
По специальным экономическим зонам общегосударственные и местные налоги и сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.
Как известно, налоги являются важной частью доходов государственного бюджета, а именно составляют 75,1%. Налоговые поступления включают в себя:
- подоходный налог с юридических лиц;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- социальный налог;
- налог на сверхприбыль;
- импортные таможенные пошлины;
- пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных производителей;
- сборы за проезд автотранспортных средств по территории РК;
- бонусы;
- поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
|
|
- плата за пользование животным миром;
- плата за охрану и воспроизводство животного мира и прочие.
Проанализируем налоговые поступления в государственный бюджет Казахстана за 2007-2010 гг. (таблица1).
Таблица 1 – Доходы государственного бюджета за 2007-2010 гг., млн.тг.
наименование | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010 к 2007 в % |
Доходы | 2338034 | 2887874 | 4034410 | 3505345 | 33 |
Налоговые поступления | 2209102 | 2356040 | 2819510 | 2228682 | 0,9 |
Корпоративный подоходный налог | 776609 | 758301 | 920912 | 643669 | -20 |
Индивидуальный подоходный налог | 165033 | 221025 | 267356 | 268725 | 39 |
Социальный налог | 236569 | 295733 | 251222 | 232840 | -1,7 |
Налог на собственность | 65248 | 82931 | 103333 | 122973 | 47 |
Налог на добавленную стоимость | 489572 | 629279 | 640983 | 515933 | 5,1 |
Акцизы | 47433 | 58753 | 56528 | 57393 | 17 |
Прочие налоги | 428638 | 310018 | 360000 | 150000 | -186 |
Из таблицы видно, что часть налоговых поступлений в доходах государственного бюджета увеличивается и на 2010 год доходы состоят из 66% налоговых поступлений, а динамика роста с 2007 по 2010 гг. составляет 1%. Рассматривая более подробно структуру налогов, каждый вид налогов увеличивается, но социальный налог и прочие налоги за взятые года снизились на 1,7 и 186% соответственно.
В целом, можно сказать, что налоги занимают важное место при формировании доходов бюджета страны, и их величина в структуре доходов увеличивается равномерно.
Чтобы наглядно продемонстрировать налоговую систему РК, необходимо установить ставки налогов (таблица 2).
Таблица 2 – Ставки налогов на 2010 г.
вид налога | ставка налога |
КПН, не облагаемый у источника выплаты | 20% |
КПН для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции | 10% |
КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов резидентов | 15% |
КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов | от 5% до 20% |
В дополнение к КПН чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение | 15% |
Индивидуальный подоходный налог | 10% |
Индивидуальный подоходный налог на доходы в виде дивидендов | 5% |
Налог на добавленную стоимость | 12% |
Социальный налог для юридических лиц | 11% |
СНР для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации | 3% |
СНР для субъектов малого бизнеса на основе Патента | 2% |
Ставки налоги является элементом определяющим предел вмешательства государства в отношении собственности, а точнее – размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей собственности частного лица или предприятия.
Пересмотр ставок налога (НДС, ИПН, КПН, Социальный налог) в сторону снижения, сокращения их количества, льгот и т. д. несомненно, играет положительную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям. Все это создает благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиций в сферу производства и для увеличения в целом налоговой базы.