При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 – 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 – 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.
При определении соответствия объема представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. При этом:
|
|
· стяженные (краткие) формы gibt´s, mach´s и т.п. считаются как одно слово;
· числительные, выраженные цифрами 1; 25; 2009, 126204 и т.п., считаются как одно слово;
· числительные, выраженные словами, считаются как слова;
· сложные слова, такие как E-mail, TV-Sendung, DDR-Mode и т.п. считаются как одно слово;
· сокращения, например, USA, ABC, BRD и т.п. считаются как одно слово;
· отделяемые приставки считаются одним словом с глаголом, частью которого они являются, даже в тех случаях, когда они стоят отдельно от него. Например, предложение Er hat die Tür aufgemacht содержит 5 слов, а предложение Er machte die Tür auf – 4 слова.
Для успешного оценивания выполнения заданий данного раздела эксперту необходимо ознакомиться с заданием для учащегося, критериями оценивания задания и с дополнительной схемой оценивания конкретного задания. Максимальный балл за выполнение заданий раздела «Письмо»- 20 баллов.
Критерии оценивания выполнения заданий С1 и С2
Требования к оцениванию выполнения заданий раздела «Письмо» ЕГЭ
Таблица 6
К1 – содержание (3 балла max) | К2 -Организация текста (3 балла max) | К3 – Лексическое оформление речи (3 балла max) | К4 - Грамматическое оформление речи (3 балла max) | К5 – Орфография и пунктуация (2 балла max) |
– Соответствие поставленной коммуника-тивной задаче – Полнота раскрытия содержания – Выбор правильного стиля речи – Соблюдение норм вежливости | – Логичность высказывания – Правильность использования средств логической связи – Соответствие оформления текста нормам, принятым в стране изучаемого языка | –Лексическая правильность речи (правильность словоупотребле-ния, соблюдение лексической сочетаемости, использование узуальных словосочетаний) – Адекватность использования лексики в соответствии с заданной коммуникатив-ной ситуацией –– Разнообразие лексических средств | –Грамматическая правильность речи – Адекватность использования грамматических структур в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией – Разнообразие грамматических средств – Сложность грамматических конструкций | – Правильность орфографиче-ского и пунктуацион-ного оформле-ния текста |
|
|
При оценивании работ в разделе «Письмо» применяются следующие критерии при выполнении задания С1 (личное письмо):
· Содержание и полнота выполнения задания
· Организация текста.
При оценивании работ в разделе «Письмо» учитываются следующие критерии при выполнении задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения):
· Содержание и полнота выполнения задания
· Организация текста
· Лексическая грамотность
· Грамматическая правильность речи
· Правильность орфографии и пунктуации.
Под содержанием и полнотой выполнения задания понимается:
· соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, и полнота раскрытия темы;
· правильность отбора материала с точки зрения коммуникативной задачи;
· использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией;
· объем, то есть соответствие высказывания заданному объему.
Под организацией текста понимается:
· логичность в изложении материала;
· связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.);
· структурирование текста, т.е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.
Основная трудность в оценке данного аспекта состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику и связность изложения. Однако, как правило, эксперты удачно справляются с оцениванием этого критерия.
При оценивании лексической грамотности учитываются:
· точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте;
· правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости иностранного языка;
· запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале).
Практика проведения экзамена показала, что некоторые эксперты затрудняются при квалификации ошибок и иногда наказывают учащихся за одни и те же ошибки, как в разделе лексика, так и в разделе грамматика. Не всегда учитывается такой фактор как типичность ошибки.
При оценивании грамматической правильности речи учитывается:
· точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;
· разнообразие и корректность используемых грамматических средств;
· сложность используемых конструкций.
При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:
· соблюдение норм орфографии иностранного языка;
· правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки).
Довольно часто у учителей, учащихся, экспертов возникают вопросы о том, как следует графически разделить текст на абзацы. В настоящее время такая графическая норма стала в немецком языке очень размытой, поэтому от учащихся в рамках ЕГЭ требуется только одно - чтобы это деление на абзацы четко воспринималось глазом. Таким образом, возможны 3 варианта:
|
|
1. учащийся использует "красную строку", отступая от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца;
2. учащийся не использует "красную строку", не отступает от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца, левый край текста ровный, но при этом учащийся пропускает между абзацами "лишнюю строку", делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца;
3. учащийся одновременно использует и "красную строку", и делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца.
Если говорить о логике деления на абзацы, то здесь законы едины для всех языков, это скорее законы логики, а не языка. Поэтому в задании С1 в основной части письма минимальное число абзацев включает:
1. благодарность..., ссылку на предыдущие контакты;
2. ответы на вопросы, содержащиеся в письме-стимуле (3 аспекта содержания);
3. 3 вопроса.
Подчеркнем, что это минимальное число абзацев. На самом деле, п.2 из перечисленных (ответы на вопросы друга по переписке) может содержать 2 или даже 3 абзаца и т.д.
Кроме того, в личном письме есть адрес и дата, обращение, заключительная фраза, подпись – фактически еще 4 «абзаца».
В задании С2 минимальное число абзацев соответствует числу пунктов плана, но в полном по содержанию письменном высказывании п. 3 и 4 главной части могут содержать до 3-х абзацев.