Семинар № 18 (2 часа)

               Важнейшие категории в социально-гуманитарном познании

1. Жизнь как важнейшая категория наук об обществе и культуре (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология).

2. История – форма проявления жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

3. Время и пространство в социальном и гуманитарном знании. Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время.

4. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Понятие хронотоп как конкретное единство пространственно-временных характеристик.

                                               

Основные понятия

Жизнь, история, время, пространство, хронотоп, субъективное время, социальное время, культурно-историческое время, социальное пространство.                                    

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль категории «жизнь» в социально-гуманитарном познании?

2.Как связаны между собой в социально-гуманитарном знании понятия «время», «пространство» и «хронотоп»?

3.Какие типы времени выделяются в социально-гуманитарном познании?

4.Чем отличаются объективное и субъективное время?

5.Почему в современных условиях необходимо переосмысление понятий пространства и времени применительно к СГН?

6.Обоснованно ли введение в науку понятия «хронотоп»?

 

Семинар №19 (2 часа)

Коммуникативность в науках об обществе и культуре

1.Взаимодействие ученых - условие создания нового социально-гуманитарного знания. Общение учёных как выражение социокультурной природы научного познания и знания.

2.Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность учёных за введение конвенций. 

3.Индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

4.Соотношение объективных и субъективных факторов в развитии общества и в социально-гуманитарном познании.

Основные понятия

Коммуникация, общение, конвенция, индоктринация, объективные и субъективные факторы развития общества.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль коммуникации ученых в создании нового социально-гуманитарного знания?

2.Что такое индоктринация?

3.Каково соотношение объективных и субъективных факторов в развитии общества? В социально-гуманитарном познании?

4.Почему необходима моральная ответственность учёных за введение конвенций в науку?

5.Почему без социокультурной природы знания невозможно общение учёных?

6.Является ли индоктринация негативным или позитивным явлением в существовании и развитии науки?

Семинар №20 (2 часа)

Проблема истины в социально-гуманитарных науках

1.Проблема истины в социально-гуманитарных науках.   Рациональное,         объективное, истинное в СГН.

2.Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная концепция истины.

3Объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Соотношение истины и заблуждения, истины и правды. Критерии истины.

4Плюрализм мнений и ответственность специалистов за решение научных проблем в СГН

Основные понятия

Истина, рациональность, объективность, абсолютность, конкретность, относительность, заблуждение, правда, критерий истины, плюрализм мнений, классическая концепция истины, неклассическая концепция истины, экзистенциальная концепция истины

Вопросы для самоконтроля

1.На примере социально-гуманитарных наук покажите, что такое истина?

2.Каково соотношение понятий «истина» и «правда»?

3.Почему плюрализм мнений в СГН должен сочетаться с ответственностью специалистов за решение научных проблем?

4.Каково соотношение объективности и истинности?

5.В чём заключается конкретность истины?

6.Что можно отнести к числу критериев истины? Какой из них наиболее важный?

Семинар №21 (2 часа)

Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН

1.Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории.

2. Понимание в гуманитарных науках, его специфика. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность.

3.Язык и его природа. Языковая картина мира.

4.Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Г. Гадамер) в интерпретации и понимании. Исторический факт.

Основные понятия

Коммуникативность, объяснение, понимание, герменевтика, интерпретация, язык, языковая картина мира, текст, «историческая дистанция».

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие между объяснением и пониманием?

2. Что такое интерпретация?

3. Что представляет собой предмет герменевтики?

4. Почему текст является особой реальностью?

5. В чём заключается природа языка?

6. Что такое языковая картина мира?

Семинар №22 (2 часа)

Взаимосвязь веры, сомнения, знания в СГН

1.Вера и знание, достоверность и сомнение. Укоренённость веры как «формы жизни» (П.Витгенштейн) в допонятийных структурах.

2.Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (П.Витгенштейн)

3.Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре.

4.Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Понятие «философской веры» (К. Ясперс).

Основные понятия

Вера, знание, достоверность, сомнение, истина, субъективная вера, верования, личностное знание, философская вера.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова взаимосвязь веры и знания?

2. Какую роль в познании играет сомнение?

3. Чем отличается достоверность от истины?

4. Как Вы думаете, почему вера так сильно укоренена в жизни людей?

5. В чём особенности веры учёного?

6. Что такое философская вера?   

 

Семинар №23 (2 часа)

Взаимосвязь социальных и гуманитарных наук

1.Взаимосвязь общественных законов с естественными законами в развитии общества. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы. Методы социальных и гуманитарных наук.

2.Концепции подмены общественных законов естественными законами в трактовке развития общества. Вненаучное социальное познание.

3.Соотношение объекта познания социально-гуманитарных наук с их предметами как наук. Особенности общества как объекта познания.

4.Социальные и гуманитарные науки, проблема их разделения (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам).

Основные понятия

Социальные науки, гуманитарные науки, социальные законы, естественные законы, натурализм, антинатурализм, объект познания СГН, предмет познания СГН, метод.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем принципиальное отличие натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ?

2.Каковы особенности общества как объекта познания?

3.В чем отличия социальных и гуманитарных наук?

4.В чем сущность концепции устойчивого развития общества?

5.Какую роль социальные исследования играют в решении социальных проблем?

6.Какие изменения произошли в дисциплинарной структуре СГН в XX веке?

Семинар №24 (2 часа)

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания

1. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания, её изменение в XXI веке. Возрастание значения междисциплинарных исследований. Повышение роли знания в обществе (концепция «общества знания»).

2. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

3. Концепция устойчивого развития общества (материалы Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) и конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)).

4. Проблема устойчивого развития России в XXI веке.

 

                                      Основные понятия

Междисциплинарные исследования, концепция устойчивого развития, догоняющее развитие, социальное прогнозирование, «общество знания».                         

                                 Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы определяют изменение дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания?

2. Чем вызвано возрастание значения междисциплинарных исследований в настоящее время?

3. В чём значение опережающих социальных исследований?

4. В чём суть концепции устойчивого развития общества?

5. Почему проблема устойчивого развития общества актуальна для России?

6. Каковы основные подходы к проблеме устойчивого развития общества в современной российской социально-гуманитарной литературе?                                   

 

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО КУРСУ

1. Батурин В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. М.: ЮНИТИ, 2015. 303c.

2. Бельская Е.Ю. История и философия науки (философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова. М.: МАИ, 2014. 220c.

3. Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учебное пособие для магистров / Б.Н. Бессонов. Люберцы: Юрайт, 2016. 394c.

4. Бучило Н.Ф. История и философия науки: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2016. 432c.

5. Вальяно М.В. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. 208c.

6. Вечканов В.Э. История и философия науки: Учебное пособие / В.Э. Вечканов. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 256c.

7. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки: Уч. для магистратуры / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий. Люберцы: Юрайт, 2016. 450c.

8. Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы. М.: МГУ, 2012. 336c.

9. Лебедев С.А. Эпистемология и философия науки. Класическая и некласическая: Учебное пособие / С.А. Лебедев, С.Н. Коськов. - М.: Академический проект, 2014. 295c.

10. Лебедев С.А. Философия науки: общие проблемы: Учебное пособие / С.А. Лебедев. М.: МГУ, 2012. 336c.

11. Мамзин А.С. История и философия науки: Учебник для магистров / А.С. Мамзин, Е.Ю. Сиверцев. Люберцы: Юрайт, 2016. 360c.

12. Мареева Е.В. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2012. 333c.

13. Никитич Л.А. История и философия науки: Учебное пособие / Л.А. Никитич. - М.: ЮНИТИ, 2012. 335c.

14. Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА. М, 2013. 328c.

15. Рузавин  Г.И. Философия науки: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2012. 400c.

16. Смирнова О.В. Философия науки и техники: Учебное пособие / О.В. Смирнова. М.: Флинта, 2014. 296c.

17. Старостин А.М. Философия науки: Учебное пособие / А.М. Старостин и др. М.: Дашков и К, 2016. 368c.

18. Степин В.С. Философия и методология науки / В.С. Степин. М.: Академический проект, 2015. 716c.

19. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич и др. /. Изд. 6-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

20. Философия науки. Хрестоматия/Отв.ред.-сост. Л.А.Микешина. М: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2009.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: