Семинар №9 - 10 (4 часа)

Диалектика науки как процесс порождения нового знания

Часть 1. Соотношение философии и других наук. Роль философии в развитии научного познания (2 часа)

1.Объект и предмет познания философии. Изменение представлений о предмете философии на протяжении ее истории.

2.О критерии разделения науки на философию и частные науки. О преимущественном и попутных объектах познания частной науки.

3.Критерий разделения частных наук на специфические и неспецифические частные науки. О предмете частных наук.

4.Взаимосвязь философии с другими науками, основная форма их взаимосвязи. О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.

Основные понятия

Философия, объект и предмет познания, наука, частная наука, предмет частной науки, специфические и неспецифические частные науки, познание.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается объект познания философии от предмета ее познания?

2. Меняется ли предмет философии на протяжении ее истории?

3. Выделите наиболее важные точки зрения на предмет философии.

4. Каковы критерии разделения науки на философию и частные науки?

5. Каковы критерии разделения частных наук на специфические и неспецифические?

6. Какова основная форма взаимосвязи философии с другими науками?

 

Часть 2 Проблема механизмов развития науки (2 часа)

1. Проблема порождения научного знания. Познание как отражение действительности.

2. Проблема истины в науке. Логика открытия и логика обоснования. Понятие научного факта.

3. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки, теории и опыта - первый этап становления новой дисциплины. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

4. Обоснование теоретических знаний. Механизмы развития научных понятий. Первичные и развитые теоретические модели. Становление развитой теории и варианты ее формирования. Проблемные ситуации в науке и пути их решения.

Основные понятия

Отражение, познание, действительность, истина, наука, научный факт, основания науки, эмпирический опыт, теория, научное понятие, проблемная ситуация, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение.

Вопросы для самоконтроля

1.Что понимается в философии под познанием? Какова структура познания?

2.Какими свойствами обладает истина?

3.Что такое научный факт?

4.Что понимается в философии под истиной, заблуждением, ложью?

5.Как связаны основания науки и эмпирический опыт?

6.Каким образом происходит формирование научной теории?

Семинар №11 (2 часа)

Предпосылки научных революций

1.Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Взаимосвязь нового и старого знания.

2.Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.

3.Предпосылки научных революций (парадигмальные, междисциплинарные, внутридисциплинарные, социокультурные).

4.Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Прогностическая роль философского знания.

Основные понятия

Научная революция, парадигма, «нормальная» наука, философия, категории философии, система, рациональность, классическая рациональность, неклассическая рациональность, постнеоклассическая рациональность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова взаимосвязь старого и нового знания?

2. Как традиции взаимодействуют с новым знанием?

3. Означает ли научная революция полный отказ от старых научных взглядов?

4. Какие типологии научных революций сейчас известны?

5. В чём заключается прогностическая роль философского знания?

6. Какую роль играет философия в подготовке предпосылок научных революций?

Семинар №12 (2 часа)

Научные революции и их роль в развитии науки

1. Проблема линейности и нелинейности роста научных знаний.

2. Проблема потенциально возможных историй науки. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.

3. Научные революции как перестройка оснований науки, переход от низших к высшим этапам ее развития.

4. Основные типы научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеоклассическая). Проблема смены исторических типов рациональности.

Основные понятия

Научная революция, парадигма, «нормальная» наука,, классическая рациональность, неклассическая рациональность, постнеклассическая рациональность.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность научной революции?

2. В чем принципиальные отличия различных типов научной рациональности?

3. Что такое парадигма и как она связана с научной революцией?

4. Какова роль философии в складывании предпосылок и осмыслении научной революции?

5. Означает ли появление нового типа научной рациональности, что прежний тип должен исчезнуть?

6. Велика ли роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития?

Семинар №13 (2 часа)

Особенности современного этапа развития науки

1.Главные характеристики современной науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

2.Новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

3.Сближение идеалов естественнонаучного социально-гуманитарного познания.

4.Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов, обосновании нового типа цивилизации.

Основные понятия

Наука, дифференциация, интеграция, синергетика, глобальный эволюционизм, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки, глобальный кризис.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы главные особенности современной науки?

2. Как соотносятся процессы дифференциации и интеграции в современной науке?

3. Какие новые идеи обосновывает синергетика?

4. Что такое глобальный эволюционизм?

5. Почему происходит процесс сближения идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания?

6. Какова роль науки в преодолении современных глобальных кризисов?

Семинар №14 (2 часа)

Наука и социальные ценности

1.Новые этические проблемы науки в начале XXI столетия. Расширение этоса науки. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.

2.Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

3.Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма (В.И. Вернадский). Проблемы экологической этики в современной западной философии (Р. Аттфильд, О. Леопольд, Б. Калликот).

4.Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Наука и лженаука. Новые функции науки в культуре.

Основные понятия

Этика науки, этос науки, идеология, экологическая этика, космизм, сциентизм, антисциентизм, наука, культура, паранаука, лженаука.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие новые этические проблемы появились в науке в начале XXI столетия?

2.Почему необходим гуманитарный контроль в науке и высоких технологиях?

3.Каким образом связаны идеология и наука?

4.Каковы основные идеи экологической этики?

5.Почему в современной культуре существуют как сциентизм, так и антисциентизм?

6.Имеется ли в паранаучном знании нечто позитивное?

Семинар №15 (2 часа)

Философские основания социально-гуманитарного знания. Проблема взаимосвязи естественно-научного и социально-гуманитарного знания

1.Общество как самая сложная и высокоразвитая система действительности, его признаки. Особенности общества и человека как объектов познания.

2.Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

3.Гуманитаризация и гуманизация современного естествознания. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.

4.Взаимосвязь философии и общественных наук в познании сущности общества.

Основные понятия

Общество, социальные науки, философия, история, социология, политология, культурология, конвергенция, гуманитаризация, гуманизация.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему общество является самой сложной и высокоразвитой системой действительности?

2.Каковы важнейшие признаки общества?

3.В чем сходства и отличия наук о природе и наук об обществе?

4.В чем заключается взаимосвязь философии с общественными науками в познании сущности общества?

5.Каковы особенности общества как объекта познания?

6.Почему необходимы гуманитаризация и гуманизация современного естествознания?

 

                                             Семинар №16 (2 часа)

                 Субъект социально-гуманитарного познания

1. Понятие субъекта социально-гуманитарного познания. Диалектика субъекта и объекта в социально-гуманитарных науках.

2. Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания, его особенности. Влияние системы ценностей субъекта на процесс познания.

3. Индивидуальное и коллективное бессознательное в социально-гуманитарном познании. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания.

4. Научное сообщество как субъект социально-гуманитарного познания.

                                                

Основные понятия

Гуманитарные и социальные науки, субъект и объект познания социально-гуманитарной науки, индивидуальный и коллективный субъекты познания СГН, научное сообщество как субъект познания в СГН.                           

Вопросы для самоконтроля

1.Какие факторы определяют особенности индивидуального субъекта социально-гуманитарного познания?

2.Каковы особенности коллективного субъекта социально-гуманитарного познания?

3.В какой мере субъект познания в СГН может быть объектом познания?

4.Каким образом ценности субъекта влияют на процесс познания в СГН?

5.Каким образом индивидуальное и коллективное бессознательное влияют на процесс и результат социально-гуманитарного познания?

6.В чём специфика научного сообщества как субъекта познания в СГН?

Семинар №17 (2 часа)

Проблема ценностей в СГН.

1.Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН.

2.И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. К. Поппер: принципы «логики социальных наук».

3.Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе в СГН.

4.Вненаучные критерии оценки знаний в социально-гуманитарном познании (принципы красоты, простоты и др.)

Основные понятия

Ценность, оценка, оценочное суждение, принцип «ценностной нейтральности», научная картина мира, стиль научного познания, философские категории, философские принципы, здравый смысл.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль оценочных суждений в социально-гуманитарных науках?

2. Какова роль философских категорий и принципов в социально-гуманитарном познании?

3. Какую роль играет научная картина мира в исследовательском процессе в СГН?

4. Чем отличаются явные ценностные предпосылки от неявных?

5. В чём значение представлений здравого смысла в исследовательском процессе в СГН?

6. Имеют ли значение в науке вненаучные критерии оценки знаний?

                                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: