Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения
В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних,
территориальные центры социальной помощи семье и детям, цен тры психологической помощи, центры комплексной социально" помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений име ются ставки социальных педагогов.
В частности, центры социальной помощи семьям и детям с озда-ются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жиз ненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в труд. ной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др.
|
|
В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству.
Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т. д.
|
|
В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т. д.
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.
В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.
В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 01.01.2001 г. с изменениями от 01.01.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы.
Отделение психолого-педагогической помощи — реализует программы реабилитации средствами образования. Функции социального педагога в этом отделении:
✓ координация деятельности специалистов по определению форм обучения на основе индивидуального дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи;
✓ оказание практической помощи в организации обучения;
✓ участие в консультативных мероприятиях по психолого- педагогическим вопросам семейного воспитания и социализации детей;
✓ участие в организации досуга и летнего отдыха детей и подростков;
✓ обучение детей и подростков социально значимым навыкам: самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтроля и навыкам общения.
Основные этапы процесса исправления:
-диагностический, который включает в себя изучение ситуации, изучение мотивационной сферы личности.
Методы работа социального педагога с «детьми группы риска» в условиях Центра социальной помощи семье и детям
Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям
Права и обязанности социального педагога
Обязанности и права социального педагога:
В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:
- Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения;
- Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся;
- Совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально - педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога;
|
|
- Препятствовать принятию решений, ущемляющих права учащихся;
- Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции;
- Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти;
- Планировать и вести регистрацию выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности, докладывать о результатах своей работы как администрации, так и педагогическому совету образовательного учреждения.
Социальный педагог имеет право:
ь Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
ь Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся;
ь Участвовать в создании Устава образовательного учреждения, собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;
ь Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей;
ь Делать официальные запросы в государственные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершеннолетних.
дети поведение социальный педагог