Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов
в области гражданской обороны
Полномочия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления в пределах границ Республики Башкортостан и муниципальных образований устанавливаются согласно требованиям пункта 2 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне».
Органы исполнительной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ Республики Башкортостан и муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
|
|
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств, средств индивидуальной защиты и иных средств.
Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны сходны с компетенцией федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вместе с тем их реализация более конкретизирована, построена с учетом местных условий и природно-климатических особенностей [1].
В соответствии с выпиской из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по гражданской обороне, включаются три раздела:
а) краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования, после нападения противника с применением современных средств поражения;
|
|
б) выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Реализация мероприятий в области гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется органами местного самоуправления через соответствующие организации по видам их деятельности: в области газоснабжения, медицинского обеспечения, транспортно-технического обеспечения, инженерного обеспечения, жилищно-коммунального обеспечения, водоснабжения, торговли и питания, охраны общественного порядка, связи, дорожного обеспечения, энергоснабжения и светомаскировки, а также обеспечения горюче-смазочными материалами.
В соответствии с пунктом 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:
разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;
организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;
проводят учения и тренировки по гражданской обороне;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.
В области подготовки и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения в пределах муниципального образования создается местная система оповещения. Она должна технически и программно сопрягаться с иными системами оповещения других уровней. Основной задачей муниципальной системы оповещения согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России, Минсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376, является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, соответствующих служб организаций, территориальных сил и средств гражданской обороны муниципального образования и руководства гражданской обороной муниципального образования.
В соответствии с пунктом 25 указанного Положения, к полномочиям органов местного самоуправления в области создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, относятся:
разработка текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организация их записи на магнитные и иные носители информации;
обеспечение установки на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
|
|
организация и осуществление подготовки оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планирование и проведение совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разработка совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядка взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.
Обслуживание систем оповещения различных уровней осуществляется на основании Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России, Минсвязи России и Минкультуры России от 7.12.2005 № 877/138/597.
Распоряжение на задействование муниципальной системы оповещения отдается Главой муниципального района.
В целях организации проведения мероприятий по подготовке к эвакуации населения, культурных и материальных ценностей при администрации муниципального района создается эвакуационная комиссия. На базе объектов экономики, комитетов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений и организаций подготавливаются к развертыванию в особый период сборные эвакуационные пункты и пункты временного размещения населения, культурных и материальных ценностей, а так же пункты длительного проживания эвакуированного населения и длительного хранения материальных и культурных ценностей. Кроме того, формируются оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения, культурных и материальных ценностей.
Органы местного самоуправления, с учетом рекомендаций органов гражданской обороны, определяют категории лиц, подлежащих эвакуации и технических средств для ее осуществления.
К первоочередным мероприятиям по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время относятся те мероприятия, которые возможно провести силами и средствами гражданской обороны муниципального района в отношении объектов, расположенных на территории муниципального района и необходимых для жизнеобеспечения населения и ведения гражданской обороны на его территории.
|
|
Накопление запасов продовольствия, медицинских средств, средств индивидуальной защиты и иных средств осуществляется на основании Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379. Номенклатура и объем запасов определяются создающим их органом с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Информация о накопленных запасах передается органами местного самоуправления в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации [2].
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» и пунктами 9, 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
При этом согласно Порядку содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденному приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне муниципального района является его расходным обязательством.
Правовая основа деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Правовую основу деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных районов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», другие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в рассматриваемой области общественных отношений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – единая система), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, устанавливает, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Полномочия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных районов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно:
1. Осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района создаются и содержатся в готовности к применению в учреждениях, организациях и на предприятиях, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного их использования по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территории. Созданные силы и средства должны предусматривать защиту персонала предприятий и населения от вредных воздействий возможных аварий на потенциально опасных объектах, а также для предупреждения и ликвидации на территории муниципального района аварий, катастроф, опасных природных явлений или иных бедствий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери с нарушением условий жизнедеятельности.
2. Осуществляют обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
3. Принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.
При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации организуются и проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода из зоны чрезвычайной ситуации населения.
К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность пунктов временного размещения и пунктов длительного проживания эвакуированного населения, а также уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;
подготовка к развертыванию пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания и пунктов посадки (высадки);
проверка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
оповещение населения о начале и порядке проведения эвакуации, а также должностных лиц, ответственных за проведение эвакуационных мероприятий предприятий и организаций;
развертывание пунктов временного размещения и пунктов длительного проживания эвакуированного населения;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);
подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;
прием и размещение эвакуируемого населения в пунктах временного размещения и пунктах длительного проживания.
4. Осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В зависимости от назначения, информация подразделяется на оперативную и текущую.
К оперативной информации относится информация об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о мерах, предпринимаемых по ее ликвидации.
К текущей информации относится повседневная информация и донесения в течение текущего года о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической, пожарной и технической безопасности на опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, о проводимых мероприятиях гражданской обороны и мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для их ликвидации, а также по безопасности людей на водных объектах на территории муниципального района.
Необходимо отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.
5. Осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по защите населения и территорий муниципального района является его расходным обязательством.
6. Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначены для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в целях проведения всех видов неотложных работ (аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные), а также жизнеобеспечения пострадавшего населения. Эти ресурсы создаются заблаговременно и включают продовольствие, пищевое сырье, строительные материалы, медицинское имущество, медикаменты, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные средства.
7. Организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» органы местного самоуправления муниципальных образований, принявших решение о создании профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований обязаны:
оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства;
предоставлять в первоочередном порядке спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет муниципального или ведомственного жилищных фондов;
осуществлять страхование спасателей;
за счет финансовых средств органов местного самоуправления, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами осуществлять все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей, погибших при исполнении обязанностей или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников;
обеспечивать дополнительные гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
8. Содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Под устойчивым функционированием организаций в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах в военное время.
9. Создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так же, как и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций [3].
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304, по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления очень сходны с компетенцией и федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По сути дела органы местного самоуправления призваны решать те же самые общие для всех органов в данной сфере задачи, но с учетом местных условий и природно-климатических особенностей.
Правовая основа деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения пожарной безопасности
Правовую основу деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципального образования в области обеспечения пожарной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», другие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с обеспечением первичных мер пожарной безопасности.
Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации не возлагает на администрации муниципальных районов полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Однако, в целях повышения готовности к возможному осложнению обстановки с пожарами, профилактики гибели людей на пожарах, повышения противопожарной защиты населенных пунктов, объектов и жилищного фонда муниципальных районов их администрациями могут быть приняты правовые акты, касающиеся вопросов содействия и развития добровольной пожарной охраны.
Правовая основа деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан органов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах
Правовая основа деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан иорганов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах базируется на нормах федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области.
В соответствии с требованиями статьи 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Вопросы обеспечения безопасности людей на водных объектах в основном связаны с эксплуатацией населением водных объектов общего пользования, эти отношения регулируются статьей 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса Российской Федерации.
Полномочияорганов исполнительной власти Республики Башкортостан органов местного самоуправления муниципальных районов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах
К полномочиям органов исполнительной власти Республики Башкортостан иорганов местного самоуправления муниципальных районов в области водных отношений в соответствии с пунктом 1 статьи 27 «Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений» Водного кодекса Российской Федерации относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Пункт 2 рассматриваемой статьи относит к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений кроме полномочий собственника, также установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Статья 4 также относит к основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
разработку и реализацию правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организацию разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Статьей 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Согласно статье 21 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
К компетенции органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального района, относятся принятие правовых актов по обеспечению безопасности людей на водных объектах муниципального района и обеспечение контроля за их исполнением на уровне поселений.