Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.
Структурными элементами проблемного урока:
1) актуализация знаний учащихся;
2) постановка учебной задачи. Актуализация темы
3) «Открытие» учащимися новых знаний
4) формирование умений и навыков.
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:
1. Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.
2. Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике истории для 7-го класса в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими». Часто алогичный материал представлен в темах, посвященных истории СССР. На материале таких алогичных материалов можно проводить дискуссии среди учащихся.
3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.
4. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки:
Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье. - Кто много лежит, у того и бок болит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. – Труд человека кормит, а лень портит».
5. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.
Рассматривание явления с различных позиций.
Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий.
Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.
На основе обоих положений формулируется проблемная задача.
(большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?)
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Результативность
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
1. учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
2. развивается логическое мышление;
3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
4. развивается способность к самоконтролю;
5. формируется устойчивый интерес к предмету;
6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.