Профессиональное самоопределение личности — это одна из важных частей жизни человека, предполагающая выбор сферы трудовой деятельности и профессии, определяющая роль человека в социальной структуре общества. Ситуация выбора профессии тренера-преподавателя по дзюдо у каждого конкретного специалиста при всем разнообразии жизненных обстоятельств имеет общую структуру. На нее обычно влияют различные группы факторов: позиция старших членов семьи, сверстников, педагогов; личные профессиональные планы; способности, знания, умения, навыки, достигнутый уровень личностного развития и спортивного совершенствования; уровень притязаний на общественное признание; информированность о профессиональном будущем; склонности к педагогической деятельности и другие. Процесс профессионального самоопределения рассматривается как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения (определение своей Я-концепции, самооценки) и социального самоопределения (осознание своего места в социуме, определение жизненных стремлений и целей).
Ориентированность на профессиональную деятельность тренера-преподавателя по дзюдо проявляется через особенности поведения и выражается в общительности, в возможности работать при минимальном комфорте в условиях сборов и соревнований, в сдержанности эмоций; в постоянной концентрации внимания на перспективных целях; в поддержании необходимого для работы уровня физической подготовленности.
На выбор молодыми людьми педагогической профессии в сфере детско-юношеского дзюдо наибольшее влияние оказывают три группы факторов: социальные, личностно-индивидуальные и факторы профессионального образования.
Социальные факторы
Особенностью социальных факторов, усиливающих профессиональную ориентацию на профессию тренера-преподавателя по дзюдо, является длительное время их воздействия (начиная с этапа выбора педагогической профессии, далее в процессе учебы в вузе и при трудоустройстве на работу по избранной специальности). Основное воздействие социальных факторов проявляется через отношение общества к специалистам, занимающимся педагогической работой и часто выражается в отсутствии престижности этой профессии в обществе, низком материальном стимулировании труда специалистов. В узком смысле, факторы социальной среды подкрепляют (снижают) свое профориентационное влияние на тренера-преподавателя через непосредственное окружение: семью, трудовой коллектив.
Влияние социальных факторов на потенциальных и действующих педагогов изучалось у различных категорий людей: абитуриентов, студентов, тренеров-преподавателей. Были опрошены по 50 человек — абитуриенты, поступающие в педагогический институт физической культуры (МГПУ), студенты 3 курса РГУФК, обучающиеся по базовой специальности, и тренеры-преподаватели, повышающие квалификацию в МРЦПК и ПК (РГУФК). Всем опрошенным предлагалось отранжировать предложенные социальные факторы по их влиянию на формирование профессиональной ориентированности. Наиболее важный фактор ставился на первое место, а остальные располагались в порядке снижения значимости (табл. 3).
Таблица 3
Ранжирование социальных факторов, усиливающих ориентированность на педагогическую деятельность (n=150)
№ п/п Социальный фактор Ранг значимости
У абитуриентов У студентов У тренеров
1 Заработная плата 4 5 7
2 Статус педагогов в обществе 8 7 6
3 Престижность занятий спортом 3 1 3
4 Семья 6 6 4
5 Друзья 7 8 5
6 Спортивный коллектив 1 4 2
7 Занятия любимым видом спорта 5 2 1
8 Личность тренера-преподавателя 2 3 8
Должен настораживать тот факт, что у опрошенных тренеров-преподавателей слабо повышают эффективность профессиональной ориентации такие социальные факторы, как заработная плата, престижность специальности. Налицо достаточно тревожный синдром, показывающий, что среди педагогов снижается средний творческий уровень, поскольку, энтузиасты — бессребреники и остаются вне современных запросов (О. В. Кутьев, 2004). Это происходит потому, что в нашей стране человек постоянно приносим в жертву требованиям социальной среды, даже несмотря на то, что при этом деформируется его внутренний мир, перекраиваются ценностные ориентации, жизненные установки (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, 2001). Это приводит к формированию такого типа тренеров-преподавателей, которые все делают «правильно» (по стандарту!), но относятся к работе формально.
Несомненно, что спортивная квалификация дзюдоистов в некоторой степени усиливает их физкультурно-педагогическую ориентированность, но не является основополагающим фактором. Анкетирование тренеров-преподавателей сборных команд страны по единоборствам, велоспорту, стрельбе, гребному спорту выявило их спортивную квалификацию (рис. 3). Большинство среди опрошенных тренеров-преподавателей имеют квалификацию мастер спорта. Существуют обобщенные данные о том, что уровень спортивного мастерства в прошлом не является определяющим фактором эффективности тренерской деятельности (Ю. Войнар, 2000).
К тому же, установлено, что спортсмены высокого класса, причастные по необходимости к тренерскому труду, в большинстве случаев предпочитают вести репродуктивный тренировочный процесс (Т. В. Михайлова, А. Г. Морозов, 2003). Эффективность тренерско-преподавательской деятельности таких специалистов снижается из-за того, что бывший «ас» спорта был одарен повышенными физическими и смежными возможностями, благодаря которым и добился в спорте выдающихся достижений, а у его учеников может не быть таланта, а, следовательно, и бурного роста спортивного мастерства. Иногда, известные в прошлом спортсмены могут испытывать в ходе педагогической деятельности негативные психические переживания, вызванные текущими неудачами подопечных при повышенных профессиональных притязаниях (А. В. Карпов, 2003). Достаточно распространенной является ситуация, когда бывший чемпион, занимаясь педагогической работой в сфере дзюдо, может испытывать разочарование, неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью и потерять надежду на успех.