на основе уровня подготовленности (по обобщенным данным)
№ п/п Исходный уровень подготовленности Темпы прироста Уровень способностей к дзюдо
высокие средние низкие
1 Высокий Очень большие
Большие
Средние
2 Средний Большие
Средние
Низкие
3 Низкий Средние
Низкие
Очень низкие
Оценка уровня подготовленности у занимающихся дзюдо служит обратной связью от спортсмена к тренеру-преподавателю и показывает, какие виды подготовки необходимо усиливать в учебно-тренировочном процессе. Полезно знакомить дзюдоистов и их родителей с динамикой показателей их подготовленности. Для этого тренерам-преподавателям рекомендуется рассчитывать прирост результатов в процентах по формуле С. Броуди (S. Brody):
где V1 — первое измерение,
V2 — второе измерение.
Одним из важнейших показателей одаренности (сочетании способностей к избранному виду спорта) у дзюдоистов является обучаемость, определяющая скорость и качество изучения технико-тактических действий; информативным показателем одаренности является разносторонность и комбинативность техники.
Нормативные основы подготовки дзюдоистов
Нормативные основы определяют возрастные требования к различным сторонам учебно-тренировочного процесса в дзюдо: уровню спортивного мастерства по годам обучения; соотношению средств всесторонней подготовки; показателям соревновательных нагрузок; величине и структуре тренировочных нагрузок; контрольным нормативам подготовленности юных спортсменов.
В практике подготовки дзюдоистов имеются выраженные отличия в режимах учебно-тренировочной работы (табл. 10).
Таблица 10
Примерный учебный план
На 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ
№ п/п Разделы подготовки Этапы подготовки (ч)
СО НП УТ СС
Весь период До 1-го года Свыше 1 года До 2-х лет Свыше