Методика «Изучение влияния зрелищных эффектов

На психику соревнующихся спортсменов»

(И. П. Волков, А. Л. Меньщикова, 1989)

 

В методике предлагается опросный лист и бальная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1–2 ч до соревнований или ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъективной реакции спортсмена на соревновательный стресс.

Инструкция.

Первый вариант: «Вам предлагается участвовать в психологическом опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5».

Второй вариант: «Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы можете выбрать либо один вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5».

Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените степень значимости или влияния на вас предложенных в таблице суждений по биполярной шкале. Работайте самостоятельно».

 

Опросник

№ п/п Факторы публичности соревнований                  Оценка

1       А. Соревнования проходят в своем городе                

         Б. Соревнования проходят в чужом городе                

2       А. На трибунах много зрителей                                   

         Б. На трибунах мало зрителей                                      

3       А. Зрители ведут себя активно и шумно                     

         Б. Зрители ведут себя сдержанно                                 

4       А. Зрители (пресса) ждут от меня результата             

         Б. Зрители (пресса) не ждут от меня результата         

5       А. На старте я хорошо различаю лица                         

         Б. На старте я никого не замечаю                                

6       А. На трибунах есть друзья, родные, близкие            

         Б. На трибунах нет друзей, родных, близких             

7       А. Судьи внимательны ко мне                                     

         Б. Судьи не выделяют меня из участников                 

8       А. Я настраиваюсь на борьбу за место                        

         Б. Я настраиваюсь на личный результат                     

9       А. Соперники мне хорошо известны                          

         Б. Соперники мне плохо известны                              

10     А. Тренер внимательно наблюдает за мной                

         Б. Тренер специально следит за мной                         

 

 

Шкала бальной оценки факторов публичных соревнований

 

Высшая степень позитивного влияния (+)                            5 4 3 2 1 0–1–2–3–4–5 Не влияет                                               Высшая степень негативного влияния (–)

Анализ и интерпретация результатов

После заполнения протокола экспериментатор (тренер) может выделить те утверждения в протоколе, которые оцениваются максимально большими баллами (4–5 баллов). Это — опорные отношения, или «позитивные установки» к факторам публичности соревнований. Они являются доминирующими в структуре сознательного отношения спортсмена к соревнованию как зрелищу. Максимально оцененные спортсменом факторы публичности его выступления в соревнованиях оказывают на психику испытуемого наиболее сильное влияние, влияют на формирование его предстартовых состояний. Утверждения, оцененные средними по величине баллами (1–2 балла), это отношения к факторам, которые оказывают меньшее влияние на психику спортсмена. Утверждения, оцененные в 0 баллов, это отношения к факторам, оказывающим вероятностное сенсибилизирующее влияние на психику спортсменов и часто выпадающим из сферы сознания спортсменов в условиях реальных соревнований.

При использовании данной методики экспериментатору (тренеру) необходимо также обратить внимание на 2 возможных типа восприятия обстановки соревнований: 1) персонифицированный (конкретно-образный) тип восприятия («На старте я хорошо различаю лица вокруг»); и 2) неперсонифицированный (обобщенно-мыслительный) тип восприятия («На старте я никого не замечаю»). Первый тип восприятия является показателем распределенного произвольного внимания с большим объемом сознательного контроля обстановки соревнований, что типично для спортсменов с сильной нервной системой. Второй тип — показатель узко сфокусированного произвольного внимания с суженным объемом сознательного контроля, что может быть характерным для спортсменов со слабой нервной системой.

Завершение работы

Занятие может завершиться групповой дискуссией по проблеме отношения к соревнованию, что обладает психотренирующим воздействием на психику спортсменов.

 

 

Методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию»

 

Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.

Шкала «Отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответ «да» или «нет». В шкале ОПС 11 положительных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивидуально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для регистрации своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Инструкция

«Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ниже суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то поставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «х» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «х» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: