Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения

При подготовке к семинарскому занятию и к экзамену следует, прежде всего, руководствоваться планами лекций и семинарских занятий, т.к. именно они определяют алгоритм Вашей работы.

1) Начинать следует с соответствующего материала лекционного курса и основного учебника. Однако, например, в учебнике И.Б. Новицкого, независимо от издания, вопросы обязательственного права освещены недостаточно подробно, поэтому следует также посмотреть другие учебники, которые имеются в библиотеке: например, учебник «Римское частное право» Д.В. Дождева, а также одноименный учебник под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского.

Следует осторожно пользоваться переводными учебниками и монографиями, т.к. в России существует собственная классическая традиция изучения римского права, и трактовки отдельных вопросов могут различаться. Лучше использовать переизданную русскую литературу начала ХХ века: монографии В.М. Хвостова, С.А. Муромцева, Д.Д. Гримма и др. В любом случае, если Вы используете разную литературу, попытайтесь систематизировать полученные сведения и отразить разные точки зрения авторов.

2) Учитывая изобилие контрольных вопросов и задач, а также иных заданий, которые не подготавливаются заранее, Вы должны быть готовы к ним и быстро реагировать на вопросы преподавателя. Для этого следует прочитывать не только конспект лекции, главу учебника и дополнительную литературу, но и работать с латинско-русским словарем. Все необходимые термины курса обозначаются преподавателем в лекции и записываются на доске. В случае сомнения следует заглянуть в словарь в Учебно-методическое пособие «Римское право» или в Приложение к настоящему учебно-методическому комплексу. Однако здесь приводится только необходимый минимум, поэтому, чтобы достойно выглядеть на семинаре или экзамене, следует позаниматься латинским языком дополнительно. Студент, который при ответе не использует оригинальные термины, не может рассчитывать на отличную оценку.

3)   Обращая внимание на оригинальность источников римского права, при подготовке к семинарскому занятию следует заранее ознакомиться с материалами хрестоматии, Институций, и особенно Дигест Юстиниана, т.к. именно этот источник отличает яркой информативностью и колоссальным объемом. Таким образом, Вы приобретете необходимые навыки работы с правовыми источниками и научитесь их применять. Это значительно облегчит Вам работу на занятии при выполнении практических заданий и решении задач и казусов.

 

 

Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Специфика заочной формы обучения не позволяет студенту изучить ряд тем в процессе работы на лекционных и семинарских занятиях в учебной группе, поэтому большое внимание следует уделить самостоятельной работе студента, а именно, ее организации. Студенту предлагается в первую очередь составить для себя план изучения курса на основе схемы, предложенной преподавателем на установочных лекциях.

Даже при отсутствии специальной подготовки, связанной с изучением латинского языка, студент должен активно пользоваться латинско-русским словарем, чтобы запомнить основные термины курса.

Все задания преподавателя следует выполнять вдумчиво, обязательно прибегая к анализу источников римского права, изданных отдельно или содержащихся в хрестоматии. Учебная дисциплина «Римское право» неразрывно связана с римской историей, поэтому отнюдь не лишним будет ознакомиться с подобным материалом по учебникам и монографической литературе. 

В каждом задании контрольной работы студенту предлагается проанализировать те или иные нормы римского права с позиции современного человека, будущего юриста, поэтому Вам пригодятся знания, полученные Вами при изучении других правовых дисциплин, а также практический опыт, накопленный Вами в процессе профессиональной деятельности. Используйте тот вариант контрольной работы, номер которого совпадает с последней цифрой номера Вашей зачетной книжки, например, если это цифра ноль, то Ваш вариант - №10.  

При выполнении контрольной работы следует подробно изучить весь доступный учебный материал по данной теме. Ответы на задания контрольной работы должны содержать конкретную информацию по данному вопросу. При решении задач следует использовать источники римского права и указывать их в ответе (более подробные списки источников и литературы содержатся разделе «Планы семинарских занятий» данного УМК). Объем контрольной работы должен составлять либо ученическую тетрадь (12 листов), либо около 10 листов печатного текста.

При подготовке к экзамену по дисциплине используйте весь массив доступной Вам учебной и методической литературы, а также программу курса, чтобы не допустить пробелов в знаниях тех вопросов, которые были не охвачены преподавателем в рамках лекций и не являлись заданиями Вашей контрольной работы.

Вариант №1.

1. Обычай и закон, как источники права.

2. Сервитуты (понятие, виды, способы приобретения и утрата).

Задача: С разрешения соседа Павел использовал его бревна для постройки конюшни. Через три года он продал конюшню. Узнав об этом, сосед потребовал вернуть бревна обратно. Кто является собственником бревен? Вправе ли сосед требовать их возвращения?   

Вариант №2.

1. Преторский эдикт, как источник римского права.

2. Категории вещей.

Задача: В дом римского гражданина ночью проник вор. Хозяин услышал шум, застал вора с поличным и убил его на месте, хотя мог просто задержать. Правомерны ли действия хозяина дома? Законно ли в данном случае самоуправство?

Вариант №3.

1. Понятие и виды наследования.

2. Правовой статус римских граждан. Правоспособность и дееспособность.

Задача: Марк договорился о продаже загородного имения. При этом он хотел продать только земельный участок, а дом и сад оставить в своей собственности. Можно ли заключить подобную сделку?  Определите статус недвижимых вещей.

Вариант №4.

1. Брак и семья в Риме. Имущественные отношения супругов.

2. Виды исков в римском праве.

Задача: Всемье римских граждан должен был родиться ребенок. За несколько месяцев до его рождения супруги попали в плен, и ребенок родился в плену. Кем будет считаться этот ребенок – свободным или рабом? Какова будет его судьба?

Вариант №5.

1. Отцовская власть. Узаконение, усыновление, опека, попечительство.

2. Владение и держание.

Задача: Агерий, возвратившись домой после длительного отсутствия, нашел свой участок захваченным Негидием, который действовал правомерно, но не успел провладеть землей установленный срок давности. Он не желал покидать участок, ссылаясь на затраты по содержанию земли. Кто является собственником участка? С помощью каких исков может решен данный спор и почему?      

Вариант №6.

1. Юридические лица в римском праве.

2. Эмфитевзис и суперфиций, как права на чужие вещи.

Задача: У римлянинабыло четыре внука: первый от сына, который проживал вместе с ним; второй от эмансипированного сына; третий от дочери, состоящей в строгом браке; четвертый от дочери, состоящей в нестрогом браке. Какой внук находился под властью деда? Кто является его агнатом, а кто - когнатом?

Вариант №7.

1. Легисакционный судебный процесс.

2. Правовой статус «неграждан» в Риме.

Задача: Октавий продал Павлу без манципации раба, но через некоторое время раб убежал к прежнему хозяину, т.к. там осталась его семья. Павел потребовал вернуть раба, но Октавий отказался. Какое решение должен вынести претор? Какие доводы может использовать Октавий?

Вариант №8.

1. Формулярный судебный процесс. Элементы преторской формулы.

2. Содержание обязательств, источники возникновения обязательств.

Задача: Имение Марка было обременено правом прохода и прогона скота на водопой в пользу имения Юния. Марк продал свое имение и новый хозяин распахал дороги и засеял их пшеницей. Сохраняются ли сервитуты после продажи имения? В чью пользу решится дело?

Вариант №9.

1. Экстраординарный судебный процесс.

2. Обязательства из деликтов.

Задача: Агерийсделал портному большой заказ на пошив одежды. Осмотрев готовые вещи, он отказался оплатить платье жены по причине низкого качества работы, но платье не вернул, т.к. оно было сшито из материала заказчика. Портной потребовал уплаты всей суммы, а недостатки объяснил виной подмастерья. Какой договор заключили стороны? Правомерно ли требование Агерия и оправдания портного?  

Вариант №10.

1. Условия действительности договоров.

2. Особые средства преторской защиты.

Задача: Негидий умышленно толкнул на стадионе жену сенатора Агерия, женщина упала в грязь. Малолетний сын пытался помочь матери, но Негидий поставил ему подножку и мальчик также упал. Негидий публично обругал сенатора непристойными словами, после чего Агерий обратился к претору. Какой деликт совершил Негидий? Какая ответственность будет установлена?  




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: