Понятие, возникновение и развитие сознания и личности

ОФОРМЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX СТОЛЕТИИ.

Оформление юридической психологии как науки.

Конец 19 и начало 20 в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представляющих эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, и др.) Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины

 

История юридической психологии в 20 столетии.

Конец 19 в. - начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.

 

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован  Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течении первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии.

 

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Юридическая психология — прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

 

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

 

Предметом юридической психологии являются изучение психических явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

 

Задачи юридической психологии (Еникеев М. И., 2000, с. 5-6):

 

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

 

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

 

 

 

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;

 

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

 

5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

  • метод структурного анализа – направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Данный метод является главным в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности;
  • метод структурно-генетического анализа – направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития;
  • метод качественного анализа и метод количественного анализа – позволяют в совокупности выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления;
  • метод естественного эксперимента – применяется при изучении влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний, когда одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов, при этом испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие;
  • метод беседы – метод доверительного общения с обследуемым лицом, при этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы;
  • метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок;
  • биографический метод;
  • метод обобщения независимых характеристик;
  • анкетный метод;
  • метод судебно-психологической экспертизы;
  • личностно-диагностические тесты.

ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ.

Понятие

Сознание – это способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека.

 

Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом.

 

Возникновение и развитие сознания и личности.

Человек не рождается сознательным существом, а становится таковым. Сознание формируется в онтогенезе и филогенезе.

 

В филогенезе, т.е. в процессе становления человеческого рода, сознание становится результатом труда и общения предков человека между собой. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, т.е. обобщать. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим людям. Параллельно с сознанием формировался и язык. Сознание древних людей было наглядно-действенным, т.е. "мышление" происходило благодаря манипуляциям с предметами, эти манипуляции и были сознанием. Оттачивая камень или добывая пищу с помощью палки, древний человек "думал". Изменение и усложнение труда развивали сознание первобытных людей. Постепенно логика внешних действий с предметами сменилась идеальной логикой обобщенных образов этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным, оно стало основанием, на котором сформировались примитивные верования, первобытное искусство и мифология. Наглядно-образное мышление исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями. Логическое мышление является высшей способностью сознания.

 

 

В онтогенезе, т.е. в индивидуальном развитии человека, сознание тоже формируется через общение. Ребенок, который в младенчестве на долгое время был изолирован от других людей, не сможет полностью приспособиться к жизни в обществе. Сознание развивается, если человек с самого начала жизни вовлечен в культуру, через семью усваивает ее достижения, а став взрослым и самостоятельным, действует, оценивает и творит.

 

Из признания социальной природы сознания следует важный вывод о его характере и свойствах. Сознание – это диалог, оно представляет собой совместное с другими знание. Сознание, как оно знакомо каждому из нас, это постоянный внутренний диалог "я" и "другого". При формировании сознания ребенка этот диалог происходит буквально через общение с родителями и сверстниками. У взрослого человека диалог становится внутренним. Внутренний оппонент или слушатель, т.е. "другой", в собственном сознании представляет собой нормы и ценности культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: