Цель: формирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности
Задачи:
обучение подростков приемам и способам самораскрытия;
развитие у подростков навыков самовыражения, уверенного поведения;
обучение подростков постановке целей;
отработка навыков преодоления препятствий.
Категория участников: подростки 14 - 17 лет, педагоги, слушатели КПК
Время проведения: 1час 30 минут
Необходимые условия и оборудование: фломастеры, ватманы, листы А4.
Предполагаемый результат:
формирование у подростков чувства уверенности в себе и собственных силах, чувства собственного достоинства;
стимулирование интереса разобраться в себе и собственных способностях;
развитие навыков самоанализа.
Ход занятия
Упражнение: «Кто Я?»
Цель: знакомство, создание атмосферы открытости и доверия.
Вступительное слово психолога: «Добрый день! Сейчас мы с вами познакомимся необычным способом, я по кругу пущу конверт, в котором будут листочки с началами фраз, каждый по очереди должен достать один из листочков, назвать свое имя, и продолжить фразу, например, меня зовут Наташа Я словно птица, потому что…чувствую свободу!».
Фразы, написанные в конверте:
- Я словно птица, потому что…
- Я могу быть ветерком, потому что…
- Я прекрасный цветок…
- Я тропинка…
- Я чувствую себя только что распустившимся листочком, потому что… и т.д.
Слова психолога: «Замечательно, вот мы с вами и познакомились. Сегодня на занятии вы познакомитесь с качествами конкурентоспособной личности, с приемами и методами самораскрытия, с основами постановки целей и навыками преодоления препятствий.
А что вы подразумеваете под «конкурентоспособностью», и какими качествами должен обладать конкурентоспособный человек?»
Каждый участник высказывает свое мнение, все ассоциации записываются на листе ватмана. Подводятся итоги, обращается внимание участников на записанные ассоциации: на сколько полно они определяют определение «конкурентоспособность»?
Упражнение: «Командир»
Цель: апробация ролей «командир» и «подчинённый».
В начале упражнения играющие распределяются по парам. В парах договариваются об очередности исполнения ролей «командир» и «подчиненный».
Затем пары сходятся для поединка. Поединок – это состязание двух пар участников между собой, двое надвое. Непосредственно состязаются «подчиненные», а «командиры» руководят ими. «Подчиненные» сидят (или стоят) друг перед другом с закрытыми глазами (расстояние между ними не должно быть больше метра), каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику, правую руку. Задача «подчиненного» – сделать лёгкий шлепок своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных попаданий. Убирать руку нельзя – это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх-вниз, вправо-влево, кругами, по диагонали, зигзагами. «Командиры» стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того чтобы оперативное руководство было эффективным, «командиры» вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремиться предугадать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Криту рукой быстрее!», «Огонь!», «Бей!» и т.п.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали в роли «командира», «подчиненного»?
Что вызывало трудности?
Что помогало?
Упражнение: «Самопринятие. Самоодобрение. Самоуважение.»
Цель: обучение подростков говорить о себе только позитивно, активизация процесса самопознания, самопонимания на основе своих положительных качеств.
«Комплименты по кругу»
Вступительное слово психолога: «Сейчас ваша задача заключается в том, чтобы встать в два круга внешний и внутренний, ребята, стоящие во внутреннем круге стоят на месте, а во внешнем - передвигаются, тем самым, меняя партнёра. Каждый из вас говорит комплимент человеку, стоящему напротив вас. По сигналу внешний круг передвигается и делает комплимент следующему собеседнику. Каждый из вас должен сказать приятные слова в адрес ваших коллег и в то же время получить комплименты в свой адрес».
Обсуждение:
Что было сложнее делать комплименты или получать их? А что было приятнее?
«Формула успеха»
Цель: информирование подростков о понятии и диагностика самооценки.
Вступительное слово психолога:
Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Значение самооценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать внутренним источником конфликтов личности.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода.
Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.
Субъективными индикаторами самочувствия личности в группе являются:
а) самооценка
б) ожидаемая оценка
в) оценка личностью групп».
Затем подросткам предлагается написать крупную букву «Я», а вокруг нее, как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано.
Вступительное слово психолога: «Сейчас, я вам раздам листочки, напишите, пожалуйста, большую букву «Я», там, где считаете нужным (при помощи этого приема можно получить информацию о самооценке личности). Вокруг этой буквы «Я» напишите как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано. Не торопитесь, подумайте, время есть).
Обсуждение:
Участникам занятия предлагается прокомментировать написанное, и ответить на вопрос, есть ли возможности воплотить реализацию своего «Я» в данных областях, в жизнь.
Вступительное слово психолога: В современном обществе, не зависимо от твоих желаний, порой не получается достигнуть именно того, чего хочется, для этого нам необходимо уметь ставить цель и видеть способы ее достижения. Для этого Вам понадобиться следующее…
Упражнение: «Как достичь цели»
Цель: формирование навыка ставить цель и преодолевать препятствия на пути к ее достижению.
Вступительное слово психолога: «Сейчас, я вам раздам листочки, ваша задача разделить лист на две половины и ответить на два вопроса: чего я хочу сейчас? Чего я хочу в ближайший месяц (полгода)?»
После того, как дети все записали, им предлагается еще раз все внимательно просмотреть, при этом ничего не вычеркивая, каким бы странным и нелепым вдруг это им не показалось. После этого участникам необходимо выбрать по три самых важных желания. Не важно, насколько они осуществимы – важно, чтобы они были самыми главными. Их получилось шесть. Из этих шести, подумав, необходимо выделить еще три.
Слова психолога: «Помните, что при достижении этих трех целей начинается ваша новая жизнь!
Сейчас, я вам расскажу о шагах, которые необходимо сделать для достижения поставленной вами цели:
Анализ цели: спросите себя, что, значит, достичь цели, в чем конкретно это может проявиться?
Оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, можете?
Оцените свои возможности; что у вас для этого есть (личностные качества, умения, средства).
Решите, что вам нужно сделать, предпринять, чтобы достичь цели.
Точная конкретизация каждого действия во времени: определите, в какие сроки и за какое время вы сделаете каждый шаг?
Осуществите то, что вы наметили.
Проверьте и проконтролируйте результаты.
Сейчас вам предлагается составить таблицу и записать по горизонтали, что вы делаете, а по вертикали – временные отрезки, в пределах которых можно себя проверить. Делать это следует каждый день, отмечая, выполнено ли данное себе обещание. Можно ставить плюс или минус, рисовать веселые или грустные рожицы.
Обсуждение:
Как вы думаете, реально ли достичь все те цели, которые вы себе поставили?
Что этому будет способствовать, а что мешать?
Слова психолога: «А сейчас поговорим непосредственно о лидерстве и лидерах. Слово «лидер» заимствовано из английского языка в 20-х годах ХХ века. Оно произошло от английского liader («ведущий», «руководитель»). В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, это слово относят не только к людям, но и к товарам, организациям и пр., занимающим главенствующее положение среди себе подобных.
Самое общее определение понятия звучит следующим образом: лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы.
Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации трех статусов работника: социального, служебного, персонального. Социальный – соблюдение личностных прав; служебный – четкая регламентация служебных прав и обязанностей, использование персонала в соответствии с профессиональной квалификацией; персональный статус – удовлетворенность работника своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей и склонностей.
Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Надо искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес».
Упражнение: «Характеристика лидера»
Вступительное слово психолога: «Вспомните известных вам людей, которых вы считаете лидерами. Какими качествами обладают эти люди? Запишите их. Выберите из этих характеристик те, которые вы считаете важными для лидера, расположите их в порядке значимости».
Каждый, по очереди, зачитывает свои записи, делается общий список на ватмане.
Деловая игра «Лидер»
Участники формируют команды по 7 – 9 человек. Знакомясь, каждый участник говорит, чем может быть полезным для своей команды. Можно нарисовать групповой портрет команды. На листе ватмана каждый участник рисует фломастерами свой символ, обозначающий роль в команде.
Обсуждение портретов.
Команда выделяет значимые проблемы своего отряда, города, делегации, в решении которых могли бы принять участие старшеклассники, студенты.
Слова психолога: «Представьте, что ваша команда собралась, чтобы организовать молодежное движение: назовите свою организацию, сформулируйте ее цели и задачи, (цели – чего хотим достигнуть, задачи – как будем действовать), смоделируйте проект, отражающий поле деятельности вашего движения, выберите лидера, который представит ваш проект».
На выполнение данной работы отводится 20 – 30 минут, по истечении времени идет защита проектов.
Группа составляет собирательный портрет личности лидера, в который входят такие качества личности, как активность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность и пр. Портрет современного лидера оформляется на листе и представляется от команды. Каждый участник по 10-балльной шкале оценивает развитие данных качеств у себя.
Вопросы для обсуждения:
Какие внешние и внутренние барьеры препятствовали самораскрытию?
Кого можно назвать лидером?
Какие качества личности обязательно присутствуют у лидера?
Какие условия способствуют формированию лидерских качеств?
Какую роль играет лидер в коллективе?
Рефлексия
Слова психолога: «Сейчас я раздам листочки, которые вам необходимо заполнить. На листочках вы видите три окошечка: «Что нового я для себя узнал», «Что я буду использовать в своей деятельности», «В целом о занятии». Заполните их, пожалуйста».