Перспективы развития машиностроения в России

 

3.1 Стратегические направления развития машиностроения в стране

 

 

Машиностроение является основой всякой экономики. [20] И если структура отрасли в 1991 году отвечала потребностям плановой экономики, то ожидать от нее к 2002 году полного перехода к рыночным отношениям было бы просто глупо — такие задачи решаются десятилетиями. А пока, хотя государство и контролирует не более 25% капитала машиностроительных компаний, у сформировавшихся ФПГ дошли руки максимум до трети предприятий отрасли.  
Сегодня уже никто не ставит под сомнение тот факт, что мир переживает глубокую трансформацию. Складывается совершенно новая геополитическая ситуация, которая определяется нарождающейся многополярностью, укреплением новых центров экономического роста.Руководством Российской Федерации поставлены четкие стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной, её модернизации и технологическому развитию. Несомненно, именно этот путь должен обеспечить достойное
место России в современном мире – мире ХХI века.Президент России Дмитрий Медведев определил пять главных приоритетов страны, деятельность по развитию которых находится под прямым его контролем. Это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации. То, что машиностроение не попало в пятерку основных приоритетов страны, не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого уровня – это земляные, строительные и другие

____________

[20] См.: Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 491c.

инфраструктурные работы. Звучит банально, но без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований по нанотехнологиям. За счет этих основных глобальных компетенций России оно должно создать более конкурентоспособную продукцию и предложить ее как на внутреннем, так и внешнем рынках в качестве альтернативы лучшим мировым аналогам техники. Нужно достичь другой, более высокой степени обеспечения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией. Мировой опыт показывает, устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса.Следуя пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство также намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей, прежде всего, агропромышленного комплекса. [21] Согласно прогнозам ООН к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза. Это потребует увеличения в два раза производства сельхозпродукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли на сегодня остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское и украинское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний. Уже сейчас рынок сельхозтехники в России считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса, как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на кризис, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании. Почти сто лет назад Генри Форд написал: "Земледелец слишком отяжеляет свой труд. Рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Не только все делается руками, но в

____________

[21] См.: Министерства промышленности РФ. www.minprom.gov.ru.

большинстве случаев не обращено даже внимания на целесообразную организацию. Если встречается надобность в добавочной работе, то первая его мысль - нанять рабочих добавочно. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка". Однако если взглянуть на современное российское село, мы увидим много общего с описанием великого промышленника. Минимальная механизация, отсутствие системного подхода и ясной экономической модели.Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Сельское хозяйство России не сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступаемая из-за рубежа техника не адаптирована к российским реалиям, имеющим 550 природно-климатических зон. [22]Для совместного поиска эффективных путей по решению масштабных стратегических задач страны российские производители техники объединились в одну из самых масштабных отраслевых организаций – Союз машиностроителей России. Без сильного, передового машиностроения наша промышленность, наша экономика в целом, не будут конкурентоспособными, не будут полноценными. России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести глубинную инновационную перестройку экономики. Это объединение лучших представителей отрасли было продиктовано временем. Инновационное и технологическое обновление предприятий являются основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов по надежному обеспечению национальной и продовольственной безопасности __________

[22] См.: Синько В. И., Корниенко А. А. Современное состояние отраслевой науки машиностроительного комплекса России. // Вестник машиностроения.- 2008.- №4.-С.18-25.

 

страны.В 2009 году мировой экономический кризис вскрыл все недостатки нашей экономики, базируемой на полном игнорировании реальных потребностей  человека. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. В основной своей массе отечественный бизнес не изобретает и не создаёт нужные людям вещи и технологии, а идет по упрощенному сценарию: торгует тем, что сделано другими или дается без особых усилий, – сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной своей массе пока отличаются крайне невысоким качеством и конкурентоспособностью. Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса, а также запредельные колебания фондового рынка. Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках, прямо скажем, не так велико, каким могло быть. На сегодняшний день при несопоставимой разнице стартовых условий зарубежных и российских производителей доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2008 г. по данным Союза машиностроителей России составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам - 78%, коммунальной технике - 93%, лесозаготовительной технике - 74%, колесным тракторам малого и среднего класса - 91%, комбайнам - 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства - 85%. Данные показатели являются фактическим приговором для российских производителей техники. Основная часть промышленности РФ[23] были созданы в период 1930-1980 гг., когда господствовала административно-командная система управления __________

[23] См.: Федеральное агентство РФ по промышленности. www.rosprom.gov.ru.

экономикой и ее секторами. Начавшиеся в 1990-е гг. радикальные системные реформы, осуществляемые преимущественно институционально-правовыми методами (без учета инновационно-технологического и инвестиционного факторов), практически вывели государство из сферы управления экономикой, в т.ч. и в промышленности. Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990-е гг., привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в таких странах, как Германия, США, Франция и Япония - от 70 до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического прогресса.К сожалению, еще широко распространено в российском обществе патерналистское настроение: уверенность в том, что все проблемы за них должно решать государство. Поэтому средства и преференции, которые на сегодняшний день Правительством РФ выделяются российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на задел в будущее - борьбу с собственной технологической отсталостью, наладку в кратчайшие сроки выпуска качественной, востребованной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, а на банальное латание дыр текущего характера, связанных с кризисом.Российскому обществу нужно избавиться от стереотипов "прошлого" и иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет и обязан покупать товар вчерашнего дня. Нам нужно научиться смотреть в будущее и именно там находить ориентиры и реперные точки нашего дальнейшего развития. Никакие заградительные барьеры, таможенные ввозные пошлины и другие административные ресурсы, по большому счету, никому из нас не помогут, если мы не научимся видеть будущее и в соответствии с этим меняться. По экспертным оценкам, объем мирового рынка нанотехнологий вырастет к 2015 году с нынешних $250 млрд до $2-3 трлн, что сопоставимо с рынком энергоносителей. По существу, развитие нанотехнологий уже в ближайшее время изменит облик человечества, кардинально изменит нашу жизнь. Безусловно, Россия пока находится в начале пути, но имеет "нескромную задачу", поставленную руководством страны – "стать лидером в этом процессе". Для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, организационные и финансовые возможности. На сегодняшний день Россия располагает крупнейшей в мире госпрограммой, которая предусматривает выделение до 2015 года 318 млрд руб. на развитие нанотехнологий с целью доведения объемов продаж продукции российской наноиндустрии до 900 млрд руб.По мнению Президента России Дмитрия Медведева, одним из главных сдерживающих факторов данного процесса – это моральная неготовность российского общества к изменениям, к новым эффективным моделям ведения бизнеса, ориентированного на реальные потребности рынка. В преодолении данной инерции при реализации инновационной политики в отрасли Правительство РФ, не в последнюю очередь, рассчитывает на помощь Общероссийской общественной организации - Союза машиностроителей России. [24]Будучи членом Бюро Центрального Совета Союза, а также являясь Председателем Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, хочу сказать, что организация ведет активную работу по налаживанию взаимодействия представителей реального сектора рынка с государственными учреждениями по вопросам технологического __________

[24] См.: Государственный Комитет Статистики. www.gks.ru
прогнозирования, налаживания координации с научными и инновационными центрами. Совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации Союзом ведется активная работа по продвижению лучшей отечественной машиностроительной продукции на внешние рынки.

Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординировано. Здесь ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных - будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении. Члены Союза машиностроителей России отлично понимают, что руководством страны, практически, дан старт масштабной перестройки всей экономики. Конечно же, одним из важнейших вопросов, который стоит на повестке реализации данной стратегии, - это вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования. [25]В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес школы, опубликованному в феврале 2004 года, в России самый высокий уровень творческой активности. На втором месте Швеция, а затем США.Абсолютно уверен, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Изобретатели, новаторы, учёные, учителя, предприниматели, внедряющие новые идеи и __________[25] См.: Федеральное агентство статистики РФ. www.rosstat.gov.ru.технологии, станут самыми востребованными и уважаемыми людьми в обществе. Для их плодотворной деятельности нужно создать все необходимые условия.Россия может получить колоссальный эффект от развития своего образовательного и научного потенциала, являющихся одной из самых главных основ человеческого капитала. Чтобы получить данный ресурс, сделать его активной реальностью, необходимо как можно скорее решить существующие проблемы и угрозы в этой области. Начиная с 90-х годов, приток молодежи в науку и сферу образования был крайне незначительным. Возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Уже через 2-3 года, если не переломить столь негативные тенденции, кадровый потенциал науки России резко сократится, и восстановить его удастся в лучшем случае лишь через 15-20 лет. Безусловно, России еще удается удерживать на мировом рынке вооружений передовые позиции, но в сфере высокотехнологичной продукции показатели выглядят более чем скромными. Для сравнения достаточно привести следующие данные: экспорт технологий Россией в 2007 году составил объем всего лишь в размере 630 млн долларов, в то время как, например, в Германии этот показатель превысил 42 млрд долларов. В среднем за год в России регистрируется около 35 тыс. патентов, а в США и Японии – по 400 тыс.Государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций в ведущих инновационно-ориентированных мировых странах, таких как Франция и США. Поэтому их опыт по выстраиванию грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны. Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в российской экономике может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако первым важным условием реализации данной стратегии развития страны и активизации ее технологического потенциала является значительное улучшение защиты интеллектуальной собственности.В послевоенный период все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование. Поэтому одним из важнейших инструментов активизации инновационных проектов в российском машиностроении может стать гособоронзаказ. Развитие уже накопленного инновационного потенциала в ВПК дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики. Опыт США показывает, что военно-техническая политика является одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 критически важных технологий. Из них 75 процентов имеют двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение. Учитывая, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса России входит в состав госкорпорации "Ростехнологии" было бы целесообразным рассмотреть возможность при Союзе машиностроителей России создание банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции.На текущий момент российскими ведущими экспертами выделяют три основных подхода к решению этих задач: [26]

коммерциализация результатов НИОКР силами самих государственных исследовательских центров;

__________

[26] См.: Почукаева О. В., Орлова Т. Г. Оценка влияния технологического и финансового факторов на развитие машиностроения. / Проблемы прогнозирования.- 2009.- №6.-С.16-106.

 

выполнение функций по коммерциализации существующими государственными структурами;

создание специального "промежуточного" звена между государственными лабораториями и частной промышленностью.

В мировой практике существует уже достаточно успешных примеров стран, выбравших инновационный путь своего развития. Основываясь на их опыте, уже сейчас можно выделить следующие виды обязательных налоговых льгот по стимулированию инноваций:

уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;

скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;

инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);

особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований (как правило в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.

Конечно же, Россия находится на самом начале своего пути инновационного становления. Многое еще нужно сделать, поменять, многому научиться. Будущее открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности, которых и в помине не было еще десять лет назад. Пришло по-настоящему новое время, требующее от нас глобальных изменений в сторону лучшего.

Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. Самое главное, что он в истории России будет осуществлён ненасильственными методами, не принуждением, а убеждением, собственным желанием измениться, всеобщим стремлением к лучшему, передовому.

Мы действительно живём в уникальное время. [27]С новым руководством

__________

[27] См.: Клоцвог Ф.Г., Кушникова И.В. Альтернативы развития экономики. / Экономист – 2009.- № 11. - С. 3-14.

 

страны у нас, действительно, есть шанс построить новую, свободную,

процветающую, сильную Россию. И машиностроители обязаны сделать всё от них зависящее, чтобы этот шанс был использован нашими предприятиями в полной мере.

Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Поэтому машиностроение должно двигаться вперед и только по инновационному пути развития!

3.2 Основные направления государственной политики в сфере машиностроения

Технологическое развитие государства всегда являлось одной из важнейших задач в поле зрения и деятельности его руководителей, так как национальные интересы страны самым непосредственным образом определяются состоянием её национальной технологической базы, уровнем базовых технологий, то есть технологий, лежащих в основе создания широкого спектра наукоёмкой продукции. При этом понятие – национальная технологическая база – включает всю организационную совокупность базовых технологий важнейших научно-производственных объектов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего такими технологиями и способного развивать и реализовать их в приоритетных областях жизнедеятельности страны.

Промышленность России в условиях рыночной экономики необходимо рассматривать как гарант экономической независимости, национальной безопасности и социальной стабильности. Она является также основным источником формирования среднего класса, как основы гражданского общества.[28]

__________

[28] См.: Маевский В.Г. Эволюционная экономическая теория и некоторые проблемы современной российской экономики // Вестник молодых учёных. – 2007. – №2. – С. 19-14.

В основе промышленной политики России на современном этапе лежит трансферт современных технологий для решения задач реструктуризации производственных мощностей и диверсификации деятельности отечественных промышленных предприятий, обеспечивающий адекватное позиционирование в условиях рыночной экономики и интеграцию в мировое экономическое сообщество, как ведущего производителя наукоёмкой, высокотехнологичной продукции.

Промышленная политика России сегодня должна быть направлена на ускорение роста капитализации российского рынка с одной стороны, с другой – на разумное сочетание частных, полугосударственных и государственных предприятий. Необходимо помнить, что стратегически важные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность и безопасность страны, должны контролироваться государством. Необходимо совершенствование банковской и страховой систем, стимулирование крупномасштабных долгосрочных инвестиций в технологическое перевооружение и развитие промышленности с целью кардинального повышения эффективности промышленного производства. Как показал, спровоцированный США сегодняшний экономический кризис, наша банковская и страховая системы не полностью были готовы к нему. Аналитики предполагают, что уровень ВВП в России за 2008 год уменьшится на 2-3%, к тому, что прогнозировали ещё в середине года. По сравнению с США и ЕС, Россия как Китай, Индия, Бразилия и др. пострадает меньше, однако это не должно успокаивать. Меньше всего, по данным тех же аналитиков из МВФ, пострадает Китай.

В этой связи необходимо признать (по закону) недопустимым бесконтрольный, со стороны государства, передел собственности стратегически важных промышленных предприятий с целью перепрофилирования имущественного комплекса.

Правительству России в ближайшие сроки необходимо принять меры по исправлению негативных явлений, сложившихся в отечественной промышленности в последние десятилетия, таких как:

- критический моральный и физический износ основных фондов предприятий и, в первую очередь, технологического оборудования (в машиностроении – до 85%) и, как следствие, обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (т.н. «спазм ликвидности»);

- утрата кредитной и инвестиционной привлекательности большинства промышленных предприятий;

- отсутствие собственных финансовых ресурсов для развития;

- отток квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства (особенно в машиностроении) и научно-технической деятельности;

- утрата ряда сегментов внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной, наукоёмкой продукции. Те страны, которые учились у советских специалистов организации производства, закупали наше оборудование, теперь не только производят современные станки самостоятельно, но и экспортируют их в Россию (например, Бразилия).

Одной из первоочередных задач в этом плане является разработка и внесение законопроекта, стимулирующего ускоренную амортизацию основного капитала и других преференций в тех сферах инвестиционной деятельности, которые должны рассматриваться в качестве национальных приоритетов России и неотъемлемой частью национальной безопасности.

   Промышленная политика России должна основываться на следующих основных положениях:[29]

- приведение в соответствие с критериями рыночной экономики, с учётом опыта развитых стран, структуры промышленного производства с одновременным широкомасштабным технологическим перевооружением производственных мощностей, в основе которого лежит внедрение передовых технологий (Hi-Tech);

__________

[29] См.: Раюхина Г. А. Экономика машиностроительной промышленности. - М.: ИЭПП. 2008. – 444с.

 

- создание правовых и общественно-политических условий, стимулирующих вложение финансовых средств в технологическое перевооружение, инноваций, разработку и внедрение передовых технологий и изобретений;

- внедрение новых образовательных стандартов, направленных на подготовку кадров всех уровней для высокотехнологичного производства;

- создание условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства и услуг для эффективного функционирования единого промышленного комплекса на основе развития широкой сети субконтрактинга.

В России имеются все условия для развития промышленного производства:[30]

- собственной сырьевой базы;

- собственных энергоносителей;

- развитой сети транспортных и энергетических коммуникаций;

- высокого потенциала фундаментальной и прикладной науки;

- запасов интеллектуальной собственности;

- необходимого образовательного уровня населения.

Сегодня в России имеется основа для перераспределения приоритетов развития экономики из сырьевого сектора в сторону высокотехнологичного производства товаров и услуг, как основу роста стоимости национального богатства, отражаемого в финансовых балансах экономики.

Промышленная политика России должна определить основные, стратегически важные направления развития промышленности, науки и технологий с учётом мировых тенденций, а также отрасли, предприятия и группы товаров, при отсутствии которых страна не может вести независимую экономическую политику в мировом сообществе, не сможет обеспечить

__________

[30] См.: Раюхина Г. А. Экономика машиностроительной промышленности. - М.: ИЭПП. 2008. – 444с.

 

социальной стабильности и возможность для успешной жизнедеятельности населения.

  К таким важным направлениям развития науки и технологий можно отнести:

- широкое применение различных материалов, которые реагируют и адаптируются к внешним воздействиям путём изменения своих свойств;

- использование высокопрочной термоустойчивой керамики для производства тепловых и газовых турбин;

- широкое производство различного режущего инструмента из кубического нитрида бора с применением покрытий осаждением из газовой фазы;

- разработка металлообрабатывающего оборудования, обладающего «иммунитетом» против термической деформации;

- создание металлообрабатывающего оборудования для комбинированной обработки;

- широкое применение технологических систем;

- создание на агрегатно-модульной основе разнотипного технологического оборудования;

- практическое использование технологий обработки поверхностей со сверхмалой шероховатостью и сверхточной обработки;

- повышение точности и производительности процесса резания до 10 раз;

- широкое распространение обработки лазерным лучом;

- широкое применение технологии и оборудования для комбинированной (физико-химико-механической) обработки;

- широкое применение дистанционного ухода за оборудованием и установками;

- автоматизация большинства процессов проектирования обрабатывающих процессов на основе метода искусственного интеллекта.

Надеемся, что задачи, поставленные Президентом России в его послании Федеральному собранию по социально-экономическому развитию страны до 2020 года, по развитию промышленного потенциала, будут неуклонно претворяться в жизнь.[31]

Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, связь, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как за счет федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников. Структурным изменениям в инвестициях будет способствовать реализация долгосрочных стратегий развития естественных монополий, а также смещение структуры производства в пользу обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности. Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей приведена в таблице 7.

Таблица 7- Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей

(процентов)[32]

  2007 2010 2015 2020
Обрабатывающий сектор 11,9 11,3 12 11,3
в том числе машиностроительный комплекс     2,6 2,8 3,6 4
Связь 4,4 4,7 15,6 5,5
Транспортный комплекс             17,5 17,2 5,6 16,1
Энергетический сектор              7,4 7,3 7,6 3,4
Аграрно-промышленный комплекс      7,6 7,5 12,2 7,7
Добывающий сектор                 15,2 13,2 19,7 11,2
Недвижимость 17,3 19,1 9,7 21
Социальный комплекс                7,6 8,7 12,6 10,7
Прочее 11,1 11   13,1

 

 

В то же время высокий рост инвестиций позволит поднять конкурентоспособность отечественных производств, что приведет к значительному замедлению роста импорта. В структуре источников покрытия

__________

[31] См.: Электронный журнал «Машиностроение в России». www.acentr.ru.

[32] См.: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. www.economy.gov.ru.

прироста внутреннего спроса возрастет доля отечественного производства с 51 процента в 2007 году до 79 процентов в 2020 году. Темпы роста физических объемов импорта после 2011 года снизятся до 105 - 109 процентов. Импорт будет ориентирован прежде всего на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производств и повышения стандартов потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 28 процентов в 2007 году до 35 процентов в 2020 году.

 

Заключение

 

При выполнении курсовой работы выявлено современное состояние развития машиностроения и обоснованы перспективы развития машиностроения в России.

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром “Труд-мониторинг” показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла с 18.2% до 26%. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. О об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса, чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства, т.е в настоящее время государство является монополистом в области машиностроения.

В процессе написания курсовой работы был усвоен теоретический учебный материал. Также раскрыты понятия и охарактеризована сущность и структура машиностроения как отрасли национальной экономики. Систематизированы факторы и условия функционирования и развития машиностроения на уровне национальной экономики. Представлена система показателей оценки состояния машиностроения на макроуровне и на их основе выявлены тенденции и факторы развития машиностроения в России. Охарактеризована нормативно-правовая базу функционирования субъектов машиностроения в России. Обосновано стратегическое направления развития и обозначины основные направления государственной политики в сфере машиностроения.

На наш взгляд, курсовое проектирование – это очень интересный и увлекательный процесс.

 

 

 Список использованных источников

1. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 24 апреля 2004г. № 987 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - №30. – Ст 3845.

2. Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Росстат. – М., 2008. – 725 с.

3. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Росстат., - М 2009. – 477 с.

4. Российская Федерация: Адм. Террит. Деление на декаб. 1999 г.- 1:8000000. – М.: ГУГК, 1994.- 1К.

5. Азрилияна А.Н. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 444 с. 

6. Е. Гайдар. Российская экономика. Тенденции и перспективы. – М.: ИЭПП, 2008. – 684 с.

7. Берзиня И.Э., Калинин В.П. Экономика машиностроительного производства. - М.: Высшая школа, 2008. - 304c.

8. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 491c.

9. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации. Самара.

2009. - 366с.

10. Кашицин В.Г. Машиностроительный комплекс. - М.: Высшая школа, 2008. - 336c.

11. Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация

 машиностроительного производства.- М.: ИЭПП. 2007.- 450с.

12. Морозовой Т. Г. Региональная экономика. - М.: УРСС 2008. – 444с.

13. Рыбаков А. Я. Коновалов А. А. Ключевая роль машиностроения.-

М.: ИЭПП. 2009. – 565с.

14. Раюхина Г. А. Экономика машиностроительной промышленности. - М.: ИЭПП. 2008. – 444с.

15. Карлика Е. М. Экономика машиностроения. – М.: ИЭПП. 2009. – 366с.

16. Демичева А.И. Экономика и организация промышленного производства. -  М.: УРСС. 2008. – 556с.

17. Юзов О.В. Тенденции развития мирового рынка стали. – М.: Сталь, 2008. -61с.

18. Рубинштейн Т. Б. ВТО: практический аспект. Гелиос АРВ, 2007. – 139с.

19. Яваров Ю.Е. Машиностроительный комплекс России. (публикация) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007.- № 15.-С. 10-27.
20. Яваров Ю.Е. Совместные предприятия с участием зарубежного капитала. Обзор. (публикация) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009.- № 9. - С. 310-42.

21. Маевский В.Г. Эволюционная экономическая теория и некоторые проблемы современной российской экономики // Вестник молодых учёных. – 2007. – №2. – С. 19-14

22. Синько В. И., Корниенко А. А. Современное состояние отраслевой

 науки машиностроительного комплекса России. // Вестник

машиностроения.- 2008.- №4.-С.18-25.

23. Синько В. И. Оценка состояния машиностроения России и направления его развития. // Вестник машиностроения..- 2008.- №6.-С.19-29.

24. Авдонин Б.А., Шульгин Е.А. - Государственное регулирование развития технологической базы. /Экономист.- 2008.- №10.-С.16-30.

25. Сироткин О.Г. Технологический облик России на рубеже XXI века. /Экономист.- 2008.- №4.-С.6-60.

26. Почукаева О. В., Орлова Т. Г. Оценка влияния технологического и финансового факторов на развитие машиностроения. / Проблемы прогнозирования.- 2009.- №6.-С.16-106.

27. Клоцвог Ф.Г., Кушникова И.В. Альтернативы развития экономики. / Экономист – 2009.- № 11. - С. 3-14.

28. Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики. М.:– 2008. – № 9. – С.31-46.

29. Государственный Комитет Статистики. www.gks.ru
30. Инвестиционные возможности России. www.ivr.ru.
31.  Министерства промышленности РФ. www.minprom.gov.ru.
32. Федеральное агентство РФ по промышленности. www.rosprom.gov.ru.
33. Федеральное агентство статистики РФ. www.rosstat.gov.ru.
34. Электронный журнал «Машиностроение в России». www.acentr.ru.

35. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. www.economy.gov.ru.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: