Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли национальной экономики

Екатеринбург

2009

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..

3
1 Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли национальной экономики……………………………………… 5
1.1 Машиностроение как отрасль национальной экономики: понятие, сущность, структура…………………………………………………………   5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития машиностроения в стране………………………………………………………………………....   9
1.3 Показатели оценки состояния машиностроения в стране………………... 12
2 Анализ современных процессов развития машиностроения в Российской Федерации……………………………………………………. 20
2.1 Общая характеристика современного состояния машиностроения в России…………………………………………………………………………   20
2.2 Тенденции и факторы развития машиностроения в России……………… 30
3 Перспективы развития машиностроения в России…………………… 38
3.1 Стратегические направления развития машиностроения в стране………. 38
3.2 Основные направления государственной политики в сфере машиностроения……………………………………………………………..   48

Заключение………………………………………………………………………...

55

Список использованных источников ……………………………………………

58

 

 

 

 

Введение

 

«Современное состояние и перспективы развития машиностроения в России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, развитие машиностроения как общемировое явление в экономике и политике не только набирает высокие темпы развития и самоутверждения.

Во-вторых вызывает все большие противоречия и обострения социально-политической обстановки в странах с различными типами политического и социально-экономического устройства.

В-третьих машиностроительная отрасль в России постепенно оживает, промышленные предприятия, некогда пришедшие в упадок, набирают обороты. Однако процесс этот именно в сфере машиностроения идет непросто. Производственные мощности большинства российских предприятий изношены более чем на 80%, а инвесторы сегодня неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Литовченко С., Дынин А., Панов П., Иншаков О.В., Подберезкин А. И., Коровников А. В., Солонина Ю.Н., Ачкасова В.А., Ланцова С.А., Мутагирова Д.З. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.

Актуальностьданного исследования определила цель и задачи.
Цель работы – выявить современное состояние развития машиностроения и обосновать перспективы развития машиностроения в России.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
  1. Раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру машиностроения как отрасли национальной экономики;

2. Систематизировать факторы и условия функционирования и развития машиностроения на уровне национальной экономики;

3. Представить систему показателей оценки состояния машиностроения на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития машиностроения в России;

 4. Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов машиностроения в России;

5. Обосновать стратегическое направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.

Объект исследования – машиностроение как отрасль национальной экономики.

Предмет курсовой работы – тенденции, факторы и перспективы развития машиностроения как отрасли национальной экономики.

Информационная база курсовой работы включает нормативно-провавые акты, статистические материалы, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам машиностроения: Литовченко С., Дынин А., Панов П., Иншаков О.В., Подберезкин А. И., Коровников А. В., Солонина Ю.Н., Ачкасова В.А., Ланцова С.А., Мутагирова Д.З. и др. Статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 61 странице машинописного текста и включает 7 таблиц, список литературы состоит из 35 источников.

 







Теоретические аспекты исследования машиностроения как отрасли национальной экономики

 

1.1. Машиностроение как отрасль национальной экономики: понятие, сущность, структура

 

        

Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны, и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. [1]

В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких,

________________

[1] См.: Кашицин В.Г. Машиностроительный комплекс. - М.: Высшая школа, 2008. - 336c.

 

 

то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности.

Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

Машиностроение включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность. При этом для каждой подотрасли машиностроения образовательными профессиональными учреждениями должны быть подготовлены специалисты от квалифицированного рабочего до руководителя предприятия. [2]

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и

________________

[2] См.: Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация машиностроительного производства.- М.: ИЭПП. 2007.- 450с.

 

пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение,

1,9% - на станкоинструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли. [3]

В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35-50%. В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30%.

Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий мира. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности доля машиностроения составляет более трети и более 15% - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики.

Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.

Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают сотни технических университетов, учреждений дошкольного, начального, среднего профессионального образования страны и тысячи других социальных организаций.

________________

[3] См.: Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация машиностроительного производства.- М.: ИЭПП. 2007.- 450с.

 

Таким образом, роль и значение машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии на данном этапе невозможно переоценить. Однако особое, определяющее значение машиностроение приобретает в свете перспектив социально-экономического развития.

Машиностроение, как системообразующая отрасль национальной экономики, определяющая уровень производственного и кадровых потенциалов стран, обороноспособности государств, а также устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является главным плацдармом подъема экономики стран и придания им инновационного характера.

Особенности отраслевой структуры.[4]

      Отраслевая структура машиностроения это количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Она позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, их роли в промышленном производстве.

К основным факторам отраслевой структуры относят:

1) темпы развития;

2) темпы и масштабы механизации ручных процессов и автоматизации производства;

3) уровень развития комбинирования, специализации и кооперирование.

За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения

________________

[4] См.: Рыбаков А. Я. Коновалов А. А. Ключевая роль машиностроения.-М.: ИЭПП. 2009. – 565с.

проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, де концентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов. [5]

 


     1.2. Факторы и условия функционирования и развития машиностроения в стране

 

 

    Комплексообразующие факторы принято подразделять на три группы: социально-экономические, природные и политические.

Среди социально-экономических факторов определяющее влияние на формирование машиностроительных комплексов оказывают общественно-исторические условия конкретного региона, характер производственных отношений, технический прогресс, трудовые ресурсы, сырьевые и энергетические ресурсы, плотность потребления продукции, специализа­ция и кооперирование производства, транспорт.

Решающее воздействие на формирование отраслевой структуры комплексов всех рангов оказывают техника и технология производства. К важным факторам комплексообразования относятся экономические связи, которые проявляются в машиностроении в форме кооперирования специализированных производств, что в свою очередь, ведет к пространственному сближению предприятий и формированию территориальных машиностроительных комплексов. Географическая близость предприятий-смежников оказывает положительное влияние на

________________

[5] См.: Рыбаков А. Я. Коновалов А. А. Ключевая роль машиностроения.-М.: ИЭПП. 2009. – 565с.

деятельность головных заводов, сокращает транспортные расходы, улучшает возможность согласования экономических и технологических вопросов между головными заводами и смежниками. [6]

На формирование машиностроительных комплексов большое влияние оказывают наличие трудовых ресурсов и квалификация трудящихся. Трудоспособное население является одним из источников формирования трудоемких комплексов. Благоприятным фактором для дальнейшего развития ряда квалифицированных производств служит сеть научно-исследовательских и учебных учреждений. Существенное воздействие на эффективность формирования территориальных машиностроительных комплексов оказывает также сырьевая база.

Территориальный комплекс машиностроения, являясь органической частью те­риториального промышленного комплекса, объективно имеет широкие связи с другими отраслями промышленности.

Значение энергетического фактора в региональном раз­мещении машиностроительных комплексов особенно возрастает в современных условиях широкой механизации и автоматизации производства. Воздействие электроэнергетического фак­тора на формирование отраслевого состава машинострои­тельных комплексов разносторонне и зависит от степени электроемкости тех или иных производств и от удельного веса затрат на электроэнергию в общих затратах на про­изводство.

Большая роль в формировании регионального машиностроительного комплекса принадлежит транспорт­ному фактору. Транспорт выполняет ряд важнейших функций, являясь средством обеспечения внутрирайон­ных и межрайонных связей.

На формирование машиностроительного комплекса оказывают влияние также факторы, связанные с политической линией, проводимой правительством и органами государственной власти.

________________

[6] См.:Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации. Самара. 2009. - 366с.

Таким образом, на формирование регионального машиностроительного комплекса влияет множество факторов, в том числе и развитие отраслей экономики региона. В свою очередь, машиностроительный комплекс, представляющий собой совокупность предприятий машиностроения на определенной территории, использующих общерегиональные природные и экономические ресурсы и условия, также оказывает обратное влияние на отрасли народного хозяйства, и его рациональное формирование может обеспечить улучшение условий развития всей экономики региона. [7]

Формируемый в регионе машиностроительный комплекс должен обеспечивать:[8]

• устойчивый рост валового регионального продукта;

• наиболее эффективное использование материальных, трудовых и других «общих» ресурсов региона;

• максимальное удовлетворение потребностей страны и региона в тех видах продукции машиностроения и металлообработки, для производства которых в регионе имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия;

• повышение уровня комплексности развития хозяйства путем усиления кооперирования внутри машиностроения региона на базе создания межотраслевых заготовитель­ных и вспомогательных производств;

• удовлетворение внутрирайонных потребностей отрас­лей народного хозяйства региона в ремонте, а также по­требностей населения в массовых видах продукции маши­ностроения и металлообработки.

Уровень комплексности маши­ностроения региона зависит от: [7]

• соответствия отраслевой структуры ма­шиностроения экономико-географическим особенностям района и его хозяйственной специализации;

уро­вня специализации и внутрирайонного кооперирования, состояния и

________________

[7] См.: Демичева А.И. Экономика и организация промышленного производства. - М.: УРСС. 2008. – 556с.

[8] См.: Карлика Е. М. Экономика машиностроения. – М.: ИЭПП. 2009. – 366с.

 

• рациональности внутрирайонных межотрасле­вых связей;

• состояния вспомогательных и обслужи­вающих производств, наличия региональных баз по про­изводству продукции межотраслевого применения,

размещения ремонтных баз;

• потребности машинострои­тельных предприятий региона в металле, структуры металлопотребления (крупный, мелкий сорт, лист и т.д.), уровня развития металлургической базы, соответствия производства металла и другого сырья потреб­ностям машиностроения по объему и сорта­менту;

• общей потребности машиностроения регио­нов в трудовых ресурсах, в том числе в применении муж­ского и женского труда, профессионального и квалификационного состава кадров, состояния системы подготовки кадров.

 

 

1.3. Показатели оценки состояния машиностроения в стране

 

Машиностроение в советской экономике относилось к тяжелой промышленности, так называемой, группе «А» - «производства средств производства» и его развитию придавалось приоритетное значение. Доля машиностроительного производства находилась на уровне развитых стран и составляла более 40%. По состоянию на 1990 год машиностроение включало 11 крупных комплексных отраслей и около 100 специализированных. По общему объему выпуска продукции машиностроения СССР занимал второе место в мире после США, а по производству отдельных видов машин и оборудования, например, тракторов по суммарной мощности двигателей - первое место в мире. Опережающими темпами росло производство станкостроительной и инструментальной промышленности, создающей предпосылки для технического прогресса во всех отраслях машиностроения.

В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как: станко - авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.

Причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса других отраслей народного хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года.

Однако ряд специфических особенностей, присущих только машиностроительным предприятиям, сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Машиностроительное предприятие имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации и милитаризации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительное предприятие влияет наличие объемной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве, и общей площади, занимаемой предприятием.

В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса объединено более 7,5 тысячи крупных и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств. Из них 3,3 тысячи предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий приватизирована (90%), причем более 80% из них выкуплены полностью. Основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями, их условно можно объединить в 5 групп:[9]

• группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

• группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

• группа наукоемких отраслей - станкостроение, электротехника, в том числе и бытовая, приборостроение, так называемые комплектующие отрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

• автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);

• группа предприятий оборонных отраслей, производящих продукцию для Минобороны России и других государственных нужд (в том числе, по двойным технологиям), а также экспортных поставок через Рособоронэкспорт для других потребителей.

Доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции в России после пика падения в 1995-1998 годах до 16% начала затем несколько

________________

[9] См.: Раюхина Г. А. Экономика машиностроительной промышленности. - М.: ИЭПП. 2008. – 444с.

расти. Основными факторами, обусловившими этот рост производства стали: развитие процессов импортозамещения, проведение на предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед  бюджетами различных уровней, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции.

Эти внешние положительные факторы подкреплялись действиями законодательной и исполнительной власти по снижению ставки по ряду налогов, что позволило обеспечить рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4% в 1998 году до 12,5% в 2002-м. Одновременно сократилась и доля убыточных предприятий с 40,3 до 26,1%. За счет увеличения спроса на внутреннем рынке более стабильно развивались железнодорожное машиностроение (2000 год - на 107,4%, 2001-й - на 126%, 2002-й - на 121,7%), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 год - на 109,5%, 2001-й - на 107,1%, 2002-й - на 115,9%).

К тому же некоторые предприятия, теряя количественные показатели в производстве продукции, все же решали вопросы обновления выпускаемых изделий. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволила в полной мере организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, смогли успешно справиться с финансовыми проблемами.

Однако к 2001 году завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики (1998 г.). В 2001-2002 годах факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, практически исчерпываются. Причиной стало сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж.[10]

______________

[10] См.: Морозовой Т. Г. Региональная экономика. - М.: УРСС 2008. – 444с.

С 2002 года начинается замедление темпов роста производства по многим видам машиностроительной продукции, а в станкоинструментальной промышленности, тракторном и сельскохозяйственном, металлургическом

машиностроении и автомобилестроении наметились устойчивые тенденции к спаду производства. В целом по машиностроению темпы роста становятся почти в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту, вновь снизилась, а количество убыточных предприятий опять поднялось до 40,9%. Ухудшилось финансовое состояние машиностроения, которое характеризуется двукратным превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на отрасль, составляет в настоящее время почти четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении продолжает оставаться одной из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год, тогда как в среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год. Соответственно и уровень зарплаты в машиностроении более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности, что ведет к обострению кадровых проблем.

К сожалению, кратковременный всплеск роста производства не привел машиностроение к решению главной задачи - модернизации оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.

Можно отметить, что уровень инновационной активности на предприятиях после падения в кризисный период в несколько раз и сейчас остается низким, механизмы продвижения перспективных разработок в производство работают неэффективно.

В настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники – дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях.

Между тем, физический и моральный износ основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75%). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5-2,5% в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1-0,5%. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы, составляет лишь 8%.

В наиболее сложном положении оказалась важнейшая отрасль машиностроения – станкостроение, определяющая технологический уровень всего машиностроительного комплекса. Здесь, потребность в обновлении станочного парка составляет $1,5-1,8 млрд. долларов (если ее принять в 10% в год от имеющегося парка в 2,2 млн. штук), но она практически не обеспечена платежеспособным спросом. [11]

Все это порождает замкнутый порочный круг проблем машиностроения: изношенные фонды - низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность - низкие объемы продаж - недостаточные обороты по финансам - нехватка денежных средств на обновление оборудования. И как следствие, отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне.

К сожалению, приходиться констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в

____________

[11] См.: Яваров Ю.Е. Машиностроительный комплекс России. (публикация) // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007.- № 15.-С. 10-27.

 

соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний. Отдельно следует взглянуть на состояние машиностроения с точки зрения его воздействия на экономическую безопасность страны. Индикаторами  экономической безопасности в производственной сфере принято считать следующие показатели: долю в промышленном производстве обрабатывающей

промышленности с пороговым значением 70% и долю в промышленном производстве машиностроения - 30%. Фактически эти показатели в настоящее время выходят за пределы пороговых значений и равны соответственно менее 50% и 20%. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции. При пороговом значении по доле новых видов продукции в объеме выпускаемой машиностроительной продукции в размере 6% фактическая доля составляет 2,6%. Нельзя не сказать и о низком уровне подготовленности выпускников технических университетов – основного источника кадрового потенциала, ввиду их недостаточной практической подготовки на современном оборудовании, незнания передовых технологий, которые в рамках обедненной технической базы университетов не могут быть даны надлежащим образом.

Таким образом, анализ современного состояния машиностроения дает основания говорить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени, комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Отсутствие со стороны государства продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям привели к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса вынуждены были существовать в режиме выживания. Результатом этого явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.

Можно сделать вывод о том, что резервы повышения эффективности отечественного машиностроения на основе использования экстенсивных факторов роста исчерпаны.

Жизненно необходима переориентация отечественного машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах.

В следующей таблице приведены основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» [12]

 Таблица 1 -основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования»

  2003 2004 2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года) 22842 22939 22066
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. 477 621 796
Индекс производства, в процентах к предыдущему году 119,0 120,8 99,7 109,4 119,1
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1803 1387 1205 1153 1109
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 4427 16289 22855 31027 42517
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 5,8 7,5 8,2 8,3 8,7

 

____________

[12] См.: Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Росстат. – М., 2008. – 725 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: