Новеллы Российского законодательства по вопросу борьбы с коррупцией

25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который определил основные положения и вопросы в борьбе с коррупцией.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.



Заключение

Коррупция представляет угрозу национальным интересам государства, поскольку ее развитие ведет к ослаблению позиций России в политической и экономической областях. Препятствуя консолидации гражданского общества, коррупция противоречит его интересам, осуществлению принципа равенства всех перед законом, права на достойную жизнь, заинтересованности населения в поддержании законности и правопорядка, мотивации уважения к праву и правоприменительной деятельности. Коррупция затрагивает интересы каждого гражданина, так как она снижает в целом уровень и качество жизни, оказывает деморализующее воздействие наличность, способствует формированию нравственных деформаций, обладающих существенным криминогенным потенциалом.

Особенно значимыми криминогенными последствиями характеризуется коррупция в правоохранительных органах. Коррупционные процессы в этих органах подрывают основы построения правового государства, создают благоприятную обстановку для ослабления правового контроля за ситуацией в стране сращивания исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновения их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями, а также в органы власти и непосредственно - в правоохранительные структуры[16].

Таким образом, среди наиболее острых социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция и важное значение имеет изучение данного явления.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативные акты:

 

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М.: 2009

2. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: 2009

3. Указ Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

4. Указ Президента РФ от 18.12.2008 N 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»

5. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

 

Основная литература:

1. Долгова А.И. Криминология: Учебник для вузов. – М., Издательство НОРМА, 2007.

2. Кудрявцев В.Н., Эминова В.Е. Криминология: Учебник для вузов. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2006.

3. Бурлаков В.Н., Кропачев В.М. Криминология: Учебник для вузов. – СПБ.: Санкт – Петербургский университет, Питер, 2007.

4. Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998. С. 5;

5. Криминология / Под ред. Астанин В. В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I / Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 216; ПСЗ. Собр. I. Т. IV. № 1819. П. 9

6. Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцыию. Монография. – Владивосток, 2002.

7. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М-, 2000. С. 60.

8. Максимов С.В. Предупреждение коррупции. М., 2004. С. 14.

9. Преступность в России. Аналитическое обозрение. М., 2007. С. 3.

10. Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

11. Вечерняя Москва. 2003. 29 июля

12. Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2007.

13. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

16. Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о взаимодействии на организованную преступность и коррупцию. – Владивосток, 2002.

17. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности // Государство и право. – 2006. - №. 12.

 


[1] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

 

[2]  Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998. С. 5; Криминология / Под ред. В. Н. Вурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999. С. 404

[3] Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад рабочей группы регионального общественного фонда "Информатика для демократии" под руководством Г. А. Сатарова. М., 1998. С. 1.

[4]Астанин В. В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I / Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 216; ПСЗ. Собр. I. Т. IV. № 1819. П. 9

[5] Иванов А.М. Корруптология – правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцыию. Монография. – Владивосток, 2002.

[6] Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М-, 2004. С. 60.

[7] Максимов С.В. Предупреждение коррупции. М., 2004. С. 14.

[8] Преступность в России. Аналитическое обозрение. М., 2007. С. 3.

[9] Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

[10] Преступность и правонарушения. М., 2007. С. 163.

[11] Подробно существующая методика описана в работе: Эффективность общего Предупреждения преступления. М., 2002. С. 59—60.

[12] Существенные колебания в территориальном распределении отдельных видов коррупционных преступлений, по нашему мнению, могут быть объяснены традициями региональной уголовной политики в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, которые сформировались задолго до начала нынешнего общего кризиса нашего общества.

 

[13] Колодкин Л.М. Ответственность чиновников полиции по законодательству царской России // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М., 2003. С. 13.

 

 

[14] Вечерняя Москва. 2003. 29 июля

[15] Мельник Н. И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2007.

 

 

[16] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17. 12. 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: