Обзор рынка пластиковых окон

 

Впервые «пластиковые окна» появились в России в 1988 году. Тогда рынок принадлежал производителям из Германии на все 100%. Экономический кризис 1998 года вызвал к жизни отечественного производителя, который мог предложить более дешевый профиль. Материал, из которого изготавливаются современные пластиковые окна, «поливинилхлорид (ПВХ)» является одним из самых ранних искусственных материалов. Впервые он был создан химиком Регнальдом в 1835 году. С 1912 года начались поиски возможностей промышленного выпуска ПВХ, а в 1931 году концерном BASF были выпущены первые тонны этого материала. В начале 50-х годов началось сначала в США, а затем и в Европе победное шествие ПВХ в качестве материала для оконных рам. Один из первых немецких патентов на оконные рамы из ПВХ датируется 1952 годом. Первые рамы из поливинилхлорида представляли собой металлическую основу, облицованную мягким или полумягким ПВХ. Несколько позднее начался выпуск профилей из твердого поливинилхлорида, который частично усиливался деревянными или металлическими вкладышами. В 1959 году были оборудованы первые квартиры с пластиковыми окнами из твердого, модифицированного на ударную вязкость поливинилхлорида.

После этого прошло еще несколько лет, пока рамы из ПВХ - профилей стали находить массовое применение. Теперь для европейских производителей первоочередной задачей является создание и развитие производства в России, что позволит избежать многих проблем с таможней, а также дискриминации при участии в государственных тендерах. В настоящее время на российском рынке в основном представлены немецкие и российские производители окон. Причем пришедшие на российский рынок в начале 1990-х годов турецкие производители были почти полностью вытеснены немецкими и российскими компаниями. Турки не смогли приспособиться к потребностям российского рынка. Германия же является основоположницей производства оконного профиля из ПВХ. Уже более 40 лет качество окон немецких производителей не вызывает сомнений. На сегодняшний день поливинилхлорид (ПВХ) относится к наиболее популярным строительным материалам. [30]

Рынок ПВХ-конструкций, как и любой другой рынок, развивается по общим правилам (внедрение, рост, насыщение, спад). Стадия, на которой сейчас находится российский рынок ПВХ-конструкций, можно охарактеризовать, как рост (начало 2006 года). Высокие темпы роста рынка на уровне 27% в год наблюдаются на протяжении нескольких лет. Сегодня рынок пластиковых окон входит в новое для себя состояние. На нем усиливается специализация — крупные игроки все сильнее концентрируются на производстве и маркетинге, давая возможность развиваться дилерским предприятиям. Все большее значение приобретает лояльность клиентов конкретному брэнду, и компаниям приходится проявлять высокую активность в сфере рекламы и маркетинга.

Рынок пластиковых окон России сегодня уже достаточно структурирован. На нем можно выделить три основных типа игроков. Во-первых, это поставщики профиля — основного материала, из которого делаются окна. Состав поставщиков может меняться, однако основной костяк лидеров довольно постоянен - это Geolan, КВЕ и не так давно присоединившийся к ним Veka. Из других наиболее заметных марок профиля, присутствующих на рынке, можно отметить REHAU, Thyssen, Aluplast, Schuco и так далее. Работают поставщики профиля либо через базового партнера-дистрибьютора (как Geolan), либо через собственные представительства.

Вторая группа — производители окон, которые, собственно, и превращают комплектующие (профиль, стеклопакеты, фурнитуру) в готовые изделия. Это предприятия разного масштаба — от крупных производств до небольших мастерских. Сказать однозначно, чья продукция отличается более высоким качеством, вряд ли возможно, но то, что крупные производства способны брать более объемные заказы, очевидно. Большая часть производственных компаний занимается также и установкой окон.

Третьей группой — самой многочисленной — являются дилеры, работающие с конечным потребителем. Именно они проводят замеры, занимаются монтажом и, если потребуется, сервисным обслуживанием. Как правило, дилеры не имеют собственной торговой марки, а работают как представители того или иного производителя.

Общий объем российского рынка окон из ПВХ - профиля в 2005 году составил 575 млн. долларов США. Начиная с 2003 года, ежегодный прирост рынка составляет порядка 27% (см. рис. 3.1).

 

Рис.3.1. Объем российского рынка ПВХ - профиля, 2003 – 2006 гг.

 

За последние 4-5 лет, по оценкам экспертов, доля пластиковых окон в общем объеме остекления увеличилась почти в полтора раза, в частности, в 2003 году она составила по разным данным от 55 до 63%. В целом тенденции, характерные для российского рынка оконных материалов, во многом сходны с общеевропейскими тенденциями.

В настоящее время в России действует не более 30 предприятий-производителей оконного профиля. Некоторые основные производители представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Некоторые основные производители ПВХ - профиля в России

Компания

Местонахождение производства

Профильная система Год начала выпуска
ProfineRus

Московская область

Kbe, Trocal 2000
Rehau

Московская область

Rehau Basic Design 2002
Veka Rus

Московская область

Veka 1999
Aluplast

Московская область

Aluplast Ideal 2000 2002
Gealan

Санкт-Петербург

Gealan 2003
Глобал Шелд

Москва

Weltplast 1996
Проплекс

Московская область

Proplex 2000

Самарские оконные конструкции

Самарская область

S-311

1999

СТЛ – Экструзия

Московская область

Montblan

1999

Плафен

Московская область

Plafen

2000

ГП Профиль

Новосибирск

Roplasto, Plus Tec

1989,1999

Тантал

Саратов

Аналог Actua (Panorama)

2000

Народный пластик

Москва

НП

2004

БФК

Новосибирск

БФК

1998
           

Рис.3.2. Доли импорта основных стран-поставщиков оконного ПВХ профиля в Россию, 2005 г.,

 

Значительная часть российского рынка пластиковых окон (по некоторым оценкам, до 80%) принадлежит немецким производителям (Actual, Aluplast, Brugmann, Gealan, Kbe, Knipping, Plustek, Rehau, Roplasto, Schuco, Thyssen, Trocal, Veka и ряду других). Фурнитура и прочие комплектующие для окон также поставляются в основном европейскими производителями и преимущественно – производителями из Германии (см. рис. 3.2).

На сегодняшний день все крупные европейские производители ПВХ - профиля имеют в России дочерние производящие компании. Первой свой завод построила компания Veka, затем последовали HT Troplast (ТМ Kbe, Trocal), в 2003 году переименованный в Profine Gmbh (объединивший ТМ: Kbe, Trocal, Kommerling, и Knipping), а также Aluplas, Rehau, Gealean. В связи с отмеченной тенденцией интенсивного развития производства оконных ПВХ профилей в России объем импорта пластиковых окон с 2001 года снижается. Однако, не смотря на снижение объемов импорта в натуральном выражении, в стоимостном выражении объем импорта в 2003 году увеличился по отношению к 2001 годом в полтора раза. Этот факт эксперты связывают с увеличением доли импорта более дорогой продукции, не производимой российскими компаниями. Основным поставщиком оконного ПВХ профиля в Россию является Германия (80% в 2003 году). Среди компаний-производителей лидируют Rehau, Kbe и Veka, на долю которых приходится около 45% от общего объема импорта.

Наряду со снижением импорта интенсивно растет экспорт оконных ПВХ - профилей. За период с 2000 по 2003 год объем экспорта увеличился более чем в двадцать раз, однако составил не более 2% от общего объема производства в России. В основном оконный ПВХ профиль экспортируется в Казахстан, Польшу, Украину.

Помимо пластиковых окон на российском рынке представлены окна, изготавливаемые из алюминиевых профилей, древесины. Дерево является прямым конкурентом ПВХ - профиля, алюминиевые конструкции в меньшей мере пересекаются с рынком ПВХ, поскольку имеют несколько иное целевое предназначение – остекление нежилых помещений (торговых центров, офисных зданий и т.д.).

Согласно данным, приводимым маркетинговым центром «О.К.Н.А. Маркетинг», около 80% существующего жилищного фонда в России остеклено деревянными окнами старого образца, однако по объемам продаж, а также по темпам роста продаж дерево и алюминий в настоящее время существенно уступают ПВХ профилю.

К 2005 году лидерство ПВХ - конструкций на российском рынке стало бесспорным. Емкость рынка оконных ПВХ конструкций экспертами «О.К.Н.А. Маркетинг» оценивается как существенно превосходящая емкость рынка деревянных окон и алюминиевых светопрозрачных конструкций (см. рис.3.3)


Рис.3.3. Емкость рынка светопрозрачных конструкций в России, 2005 г., %

 

В потреблении пластиковых окон, начиная с 2000 года, наблюдается устойчивый рост. Увеличение объемов потребления оконных ПВХ профилей на внутреннем рынке эксперты связывают со следующими факторами: рост объемов строительства нового жилья в России и переориентация рынка с деревянных оконных блоков на изделия из ПВХ; снижение цен на оконную продукцию из ПВХ профилей по сравнению с 1995 – 1997 годами; повышение доли использования оконных изделий из ПВХ при реконструкции жилых и административных зданий. Потребительские предпочтения основных марок оконных ПВХ профилей на российском рынке представлены в диаграмме на рисунке 3.4. Как свидетельствуют данные диаграммы, около 40% от общего объема продаж ПВХ профилей приходится на долю трех немецких компаний: Profine (ТМ Kbe, Trocal, Kommerling, Knipping), Rehau и Veka. [11,c. 18-33]

Одной из наиболее значимых тенденций динамики потребительских предпочтений выступает изменение соотношения потребления пластиковых окон разных ценовых сегментов. Профильные системы среднего и верхнего ценовых сегментов постепенно вытесняют продукцию нижнего ценового сегмента (см. рис 3.5). Эта тенденция связывается экспертами с общим ростом благосостояния россиян, а также с обнаружением недостатков, присущих дешевым окнам (изменение цвета, деформация и др.), поскольку с момента установки первых таких окон уже прошло 8-10 лет.

 

Рис.3.4. Потребительские предпочтения основных марок оконных ПВХ профилей, %

 

Смещению потребительских предпочтений к пластиковым окнам среднего и верхнего ценовых сегментов от нижнего ценового сегмента также способствовало снижение розничных цен, которые в 2005 году, в частности, по отношению к 2003 году уменьшились на 5%. По мнению аналитиков «О.К.Н.А. Маркетинг», в 2006 году снижение цен вряд ли продолжится в связи с повышением цен на половинилхлорид отечественными производителями на 25% и ростом цен на другие комплектующие для производства пластиковых окон. Однако даже при наиболее пессимистичных прогнозах повышение цен на пластиковые окна составит не более 5-10%, то есть, цены вернутся к уровню 2004 года.


Рис.3.5. Динамика спроса на пластиковые окна разных ценовых
категорий, %

 

Отраслевой маркетинговый центр О.К.Н.А. Маркетинг на протяжении нескольких лет следит за изменениями на российском рынке ПВХ-конструкций, анализируя его объем, рост, конъюнктуру и другие показатели. Специализируясь на изучении сегмента строительной индустрии — рынке светопрозрачных конструкций, маркетинговый центр делает прогнозы относительно развития рынка в будущем, оценивая его в долгосрочной перспективе.

Говорить о насыщении российского рынка ПВХ-конструкций пока еще слишком рано. Сезон продаж 2006 года начался раньше обычного, а темпы роста еще больше увеличились по сравнению с прошлым годом. Рост рынка составил около 30%. Учитывая стремительное развитие рынка и потребность населения в энергосберегающих окнах, которые устанавливаются как на первичном, так и на вторичном рынках недвижимости, а также принимая во внимание влияние марко- и микро- факторов, отраслевой маркетинговый центр О.К.Н.А. Маркетинг сделал прогнозы относительно развития рынка ПВХ-конструкций в долгосрочной перспективе.

По прогнозам О.К.Н.А. Маркетинг к 2010 году объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в три раза, и составит приблизительно 85 млн. м. кв. Утроение объемов рынка произойдет за счет высоких темпов роста и увеличения объемов потребления ПВХ-конструкций в течение ближайших 5-ти лет, но даже такое интенсивное развитие не приведет к насыщению рынка. Таким образом, при самых пессимистичных расчетах к 2010 году будет остеклено приблизительно 50% объектов недвижимости.

 

Рис.3.6. Прогноз развития рынка ПВХ-конструкций, Россия

 

Если насыщение российского рынка в ПВХ-конструкциях произойдет не скоро, то возникает вполне логичный вопрос относительно перспектив роста рынка. И здесь, как правило, оказывают влияние следующие факторы:

1. Макроэкономическая ситуация в стране влияет на развитие рынка ПВХ-конструкций. От роста доходов граждан и стабильной экономики напрямую зависит покупательская способность населения.

Экономический рост России отразился на доходах населения. По словам Г. Грефа в июне 2006 года был зафиксирован рекордный рост доходов населения России за два последних года, на уровне 15%. В пересчете на 6 месяцев доходы населения выросли на 11%. Интересен тот факт, что рост доходов не сопровождается откладыванием денег на «черный» день, так сказать отложенная покупка. Люди перестали бояться тратить заработанное, в результате покупательская способность населения увеличилась.

Сумма потребительских кредитов, по данным ММИЭИФП выданная за 2005 год составила около 1.33 трлн. рублей, что составляет около 15-20% от всех совершаемых населением покупок. И это далеко не предел. Опыт развитых стран показывает, что эта цифра может достигнуть 70-80%;

2. Кредитование населения. На рынке ПВХ-конструкций, крупные компании переняли практику кредитования клиентов и используют ее на протяжении нескольких лет. Начиная с прошлого года оконные компании, стали предлагать покупку окон в рассрочку без процентов. По данным опросов конечных потребителей, которые проводит О.К.Н.А. Маркетинг, в 2005 году около 10% покупателей, воспользовались кредитом при покупке пластиковых окон, что еще раз подтверждает увеличение темпов роста рынка ПВХ-конструкций.

3. Строительство нового жилья. Сегмент - строящиеся объекты недвижимости не менее важен для развития рынка ПВХ-конструкций. Около 45% потребления ПВХ-конструкций устанавливается в новые объекты. [28]

Что касается развития иркутского рынка пластиковых окон, то здесь приводятся следующие данные. При изучении рыночной конъюнктуры окон из ПВХ в нашем регионе, можно сделать вывод, что на нашем рынке представлен довольно широкий выбор окон, которые отличаются как по стоимости, так и по качеству и уровню обслуживания.http://www.irkstroy.ru/OKNA2.GIF Пластиковые окна могут изготавливаться из различных профилей - Rehau, KBE, THYSSEN, Proplex, Montblanc, GEALAN, VEKA. Алюминиевые конструкции в нашем регионе изготавливаются из профилей красноярской компании «Сегал». Сегодня на рынке пластиковых окон основным козырем в конкурентной борьбе является не только доступная цена. Клиент ничуть не меньше заинтересован в полноценном обслуживании и высоком качестве приобретаемого товара. Надежность всех комплектующих, долговечность материалов, качество монтажа, соблюдение договорных сроков — все это очень важно для клиентов. Первой и самой главной становится проблема выбора. Заказ современных окон превращается для потребителя в очень сложный и запутанный процесс.

На сегодняшний день продажи пластиковых окон в Иркутской области занимают порядка 70%, в отличие от западной части России, где спрос на пластиковые окна постепенно падает. Конечно, надо отметить, что за последнее время иркутский рынок пластиковых окон сделал большие шаги — появились разнообразные профили от китайских до германских, начали использовать новые материалы.

Участников иркутского рынка, предлагающих изделия из ПВХ, уже насчитывается порядка 100. А количество фирм-производителей пластиковых окон выросло за последние годы почти в два раза. Их число превысило 40. Приступ «пластиковой лихорадки» привел к тому, что 70% компаний-производителей имеют во многом кустарное мелкое производство. Поскольку масштабы, опыт, производственные мощности, стаж работы и специализация у этих фирм различная, анализируя состав участников, можно выделить несколько типов компаний, которые «снимают сливки» с этого сегмента строительно-ремонтного рынка. По своему маркетинговому поведению их можно подразделить на несколько групп.

Первая группа. Это лидеры рынка. Их стаж работы превышает семь лет. Они вполне уверенно чувствуют себя на рынке. За годы своей работы они заняли определенные ниши. Некоторые из них ведут агрессивную маркетинговую политику, как «Драйв», «Деметра» другие довольствуются своим нынешним положением и периодически лишь заявляют о себе – это компании «Элит Лайн», «Фенстер».

Вторая группа. Самая малочисленная. Они ведут себя крайне пассивно на рынке. Эти компании выходят на «пластиковый» рынок зачастую потому, что уже производят деревянные или алюминиевые окна и пластик им требуется для ассортимента. К этой группе относятся и строительные компании, которые покупают производственные линии для закрытия собственных потребностей. К ним относятся компании «Крепость», «Вертекс».

Третья группа. Эти компании образовались, как правило, либо в результате диверсификации производственной деятельности, либо в результате реорганизации других видов бизнеса. Среди этих компаний есть те, кто претендует на устойчивое положение на рынке и стремится вести конкурентную борьбу в конкретных рыночных нишах.

Четвертая группа компаний представляет собой довольно хаотичное образование. Как правило, некоторые фирмы создавались под конкретный проект остекления строительного объекта. В дальнейшем они не ушли с рынка, а продолжили свою деятельность в этой нише. Однако, учитывая то, что строительные компании ускоренно покупают производственные линии, эта группа компаний либо будет менять свою политику на рынке (как правило, они имеют самый низкий уровень обслуживания клиентов), либо уйдёт из оконного бизнеса.

Пятая группа самая многочисленная. По всей видимости, начало их работы на рынке связано с накоплением первоначального капитала ряда руководителей и сотрудников крупных производителей пластиковых окон. И если те, кто работал на руководящих должностях, открывают производственные компании, то те, кто работал на должностях исполнительских, часто открывают компании-дилеры. Значительное количество, как производителей, так и дилеров на рынке пластиковых окон возникло благодаря усилиям бывших, а иногда и нынешних сотрудников крупных производителей. Для компаний этого типа характерно построение стиля управления бизнесом и рыночных стратегий по образу и подобию той компании, из которой вышли их владельцы.

Зачастую в пик сезона продаж (август, сентябрь, октябрь) количество фирм-дилеров возрастает. Стремление людей заработать на ходовом товаре вполне понятно. Однако практически все компании, работающие на рынке светопрозрачных конструкций, испытывают острый дефицит в специалистах. Замерщиков, конструкторов и монтажников сегодня в системе профессионально-технического образования не готовят. В лучшем случае фирмы, ведущие наиболее разумную кадровую политику, сами организовывают обучение своего персонала. Чаще обучение построено по принципу: узнал — передай коллеге.

Развитие рынка пластиковых окон в Иркутске продолжится как в количественном, так и в качественном выражении. Рост благосостояния и доходов населения, если не прекратится по каким-либо макроэкономическим причинам, будет стимулировать спрос на этот товар. На пластиковые окна в Сибири существует стабильный спрос, и имеются все предпосылки к его увеличению.

Спрос со стороны потребителей на новые окна, а также предпосылки для развития строительной индустрии со стороны населения делают рынок ПВХ-окон перспективным. По прогнозам участников рынка рост импорта сохранится минимум до 2010 года. Ежегодно объемы продаж на рынке ПВХ -конструкций будут прибавлять 10-16 процентов, а при хорошей экономической ситуации в стране — даже больше.

Однако большинство российских производителей не собираются модернизировать производство и бороться за этот рынок.

Даже крупнейший производитель «Саянскхимпласт» (40% российского ПВХ) пока не планирует расширять производство. Хотя нынешняя расстановка сил позволяет предположить, что спустившиеся в другую ценовую группу ПВХ-окна вполне жизнеспособны как самостоятельный товар и оконная отрасль оказалась единственным сегментом строительной сферы, в которой в полной мере проявились все атрибуты рыночных отношений. [18,c. 15]

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: